История

Pavlovsk

Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО.

История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой селились, ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами, преимущественно ингерманландского происхождения, и подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол. Первоначально на Славянке было построено два деревянных господских дома – Пауллюст на высоком правом берегу Славянки (он будет разобран после строительства Большого каменного дворца) и Мариенталь на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой (при императоре Павле перестроен в крепость Бип).

С 1780 года начаты большие работы по возведению большого каменного дворца для великокняжеского семейства по проекту Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II в Россию. Знаток античности, автор книги «Термы римлян», Камерон был страстным поклонником итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Андреа Палладио. Большой дворец в Павловске он задумал по образцу палладианской виллы. Центральный трехэтажный корпус увенчан пологим куполом, окруженным колоннадой. К нему примыкают открытые полуциркульные галереи, которые завершались полутораэтажными служебными корпусами. В то же время он поставил дворец на холме над рекой, в которой отражается западный фасад, а к восточному ведет Тройная липовая аллея – элементы ландшафтной архитектуры, более характерные для русской усадьбы.

Первый камень в основание дворца был положен в мае 1782 года, когда владельцы Павловска Павел Петрович и Мария Федоровна под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе. Наряду с официальными приемами, они знакомились с памятниками истории и культуры, посещали мастерские прославленных художников и ремесленников. Италия открыла им цивилизации Древнего Рима, Франция поразила их высочайшим уровнем художественной промышленности, Австрия – музыкальной культурой. Все это не только расширяло кругозор путешественников, но и способствовало формированию высокого вкуса, который и отразился в убранстве Павловского дворца. Павел Петрович с супругой покупали и заказывали картины и статуи, фарфор и бронзу, ткани и мебель у лучших мастеров и на знаменитых мануфактурах. Во время Гранд-тура европейские монархи вручали наследнику русского престола щедрые подарки. Эти первоклассные произведения искусства, прибывая в Павловск в течение 1783-1784 годов, подсказывали архитекторам характер декоративного решения интерьеров еще в стадии строительства. Это было исключительным случаем в мировой архитектуре того времени. Благодаря этим обстоятельствам Павловск стал воплощением удивительного синтеза и гармонии архитектурного декора и предметов убранства.

С 1784 года в Павловске начал работать итальянец Винченцо Бренна, он завершил работу по убранству залов 1-го и 2-го этажей. В 1795 году работы Мария Федоровна сделала первое описание всех парадных залов бельэтажа (2-го этажа). С вступлением Павла I на престол в 1796 году Павловск превратился в императорскую резиденцию. По распоряжению императора Бренна, теперь уже главный архитектор двора, провел работы по расширению дворца: надстроил камероновские галереи, вместо полутораэтажных флигелей, пристроил к ним двухэтажные квадратные корпуса, увенчав их башенками, к ним присоединил полуциркульные служебные корпуса, которые оформили парадный плац. С юго-востока он пристроил церковный корпус. В новых строениях Бренна отделал новые большие залы для приемов: Картинную галерею, Тронный и Кавалерский залы, а также дворцовую церковь.

В 1803 году во дворце вспыхнул пожар, в результате которого пострадали многие дворцовые залы, однако русский архитектор Андрей Воронихин не только вернул им первозданную красоту, но и обогатил залы новыми элементами декора. В кон.XVIII - нач.XIX вв. ряд интерьеров декорирован выдающимися архитекторами Джакомо Кваренги и Карлом Росси, в отделке залов принимали участие известные русские скульпторы – М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, В. Демут-Малиновский, а также декораторы Д.Б. Скотти, Пьетро Гонзага, А. Мартынов. К этому же периоду относится создание Жилых комнат для вдовствующей императрицы Марии Федоровны на первом этаже, Их архитектурные объемы появились еще в конце 1790-х годов, когда Бренна занимался работами по расширению дворца. Архитектор Воронихин завершил ансамбль жилых комнат, которые являют собой яркий пример единства стиля начала XIX века.

Согласно завещанию императрицы Марии Федоровны Павловск должен был перейти после ее смерти во владение «старшему сыну, минуя наследника», и далее наследоваться по мужской линии, что означало, что из императорской резиденции он превращался в майорат. После кончины императрицы в 1828 году Павловск стал собственностью ее младшего сына Великого князя Михаила Павловича, который, благоговея перед памятью своей матери, сохранял Павловск как мемориал. При Михаиле Павловиче в Павловск в 1836 году была проведена Первая в России железная дорога, линия которой вошла в Павловский парк через район Большой звезды. В Павловском парке построен Музыкальный вокзал.

Так как у Михаила Павловича не было наследника по мужской линии, то после его смерти Павловск стал владением второго сына императора Николая I Великого князя Константина Николаевича с 1849 по 1892 год. При Константине Николаевиче во дворце в 1872 году устроена Картинная галерея и Музей древностей, которые можно было посещать от весны до поздней осени в дневные часы. Ученые и специалисты могли посещать большую императорскую библиотеку, которая насчитывала более 20 тысяч томов, включая редкие издания. Тогда же перед дворцом был установлен памятник императору Павлу I (ск. И. Витали). На границе Павловского парка появилась Магнито-Метеорологическая обсерватория. С 1892 по 1915 год Павловском владел второй сын Великого князя Константина Николаевича Великий князь Константин Константинович, боле известный как поэт КР. При нем в конце Тройной липовой аллеи был поставлен памятник императрице Марии Федоровне.

Последним владельцем Павловска до событий октябрьской революции 1917 года был старший сын последнего князь императорской крови Иоанн Константинович, павший жертвой большевистского террора в 1918 году.

С июня 1918 года Павловский дворец и парк были преобразованы в государственный музей. После Октябрьской революции правительство большевиков – Совет народных комиссаров, национализировав имущество династии Романовых и провозгласив лозунг «Искусство принадлежит народу», решило превратить их дворцы, которые являлись шедеврами архитектуры и были наполнены богатейшими собраниями художественных предметов, в общедоступные музеи, открытые для народа. Эту работу возглавил А.В. Луначарский, нарком просвещения, одна из ярких личностей первого советского правительства. Будучи широко образованным, Луначарский собрал вокруг себя лучших специалистов, знатоков истории и культуры, известных художников для осуществления этого замысла. Работа длилась несколько месяцев и вот в мае 1918 бывшие императорские летние резиденции Гатчина, Петергоф, Царское Село и Павловск открылись как дворцы-музеи и приняли первых посетителей. Первое время музеи работали 2-3 раза в неделю.

Первым хранителем в 1918 году был А.А. Половцев. С осени 1918 по 1924 год дворец-музей «Павловск» возглавлял архитектор В.Н. Талепоровский. Он создал несколько музейных экспозиций, планы множества выставок из коллекций музея, проводил регулярную работу по реставрации павильонов. Это был наиболее плодотворный период работы музея. С 1925 по 1934 год Павловский дворец и парк входил в «Объединение Детскосельских и Павловского дворцов-музеев». Именно в этот период происходило изъятие художественных ценностей из музеев в созданные правительством организации Госфонд и Антиквариат, откуда они поступали для продажи за границу с целью получения средств для развития промышленности.

Когда началась война, в Павловске приступили к работе по упаковке художественных ценностей и отправке их в эвакуацию. В годы войны коллекции Павловска хранились в г. Сарапуле Удмуртской АССР в здании Краеведческого музея, в Новосибирске в здании Оперного театра, а также в Исаакиевском соборе в Ленинграде. 17 сентября 1941 года фашисты вошли в Павловск, оккупация длилась по 24 января 1944 года. Во дворце размещались штаб гестапо, казармы, офицерский госпиталь, территорию вокруг дворца превратили в запретную зону. В Павловском парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, изуродована траншеями сеть дорог, повреждены павильоны, а в январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара.

Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения по инициативе А.И. Зеленовой, назначенной директором Павловского дворца-музея и парка в августе 1941 года. Именно ею была впервые создана научная методика реставрации памятников архитектуры, которая и была осуществлена в Павловске. Кроме этого проводились большие научно-исследовательские работы, которые и дали возможность с полной достоверностью разработать проекты восстановления архитектурно-художественной отделки фасадов и интерьеров дворца. Открытие залов происходило поэтапно: в 1957, 1958, 1960, 1963, 1965, 1967, 1970 и 1977 году, когда основные работы по реставрации считались законченными. Спасенные коллекции заняли свои исторические места. В парке шла работа по восстановлению зеленого массива. Павловск стал школой отечественной реставрации и первым пригородным дворцово-парковым ансамблем, возрожденным после Великой Отечественной войны. В декабре 1977 года Павловск отмечал свое двухсотлетие во всем блеске обновленной красоты. А.И. Зеленова была удостоена звания заслуженного работника культуры и награждена орденами Октябрьской революции и Знак Почета.

В 1972 году за высокие достижения в деле реставрации Павловского дворца-музея и парка группа из пяти сотрудников и реставраторов была удостоена Государственной премии РСФСР: Н.И. Громова, А.В. Трескин, Н.И. Мальцева, И.И. Калугин и П.Д. Никаноров. В 1986 году главному хранителю Павловского дворца-музея А.М. Кучумову была присуждена Ленинская премия СССР за научную концепцию музейной экспозиции Павловского дворца. В 1980 году Павловский дворец-музей и парк был награжден Орденом Знак Почета. В 1990 году Павловский дворцово-парковый ансамбль вошел в перечень компонентов объектов культурно-исторического всемирного наследия ЮНЕСКО не только по критериям целостности, цельности, подлинности и аутентичности, но и самостоятельной ценности, критерием которой явились научная методика и приемы реставрации и воссоздания.

В настоящее время Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017