Египетский вестибюль


Загрузка панорамы...

Вестибюль в XVIII веке назывался Нижними сенями. Он является парадным входом во дворец, его архитектурно-художественное решение создает ощущение плавного перехода от экстерьера дворца к интерьеру: рустованные стены, окрашенные в тот же тон, что и фасад дворца, вымощенный черными каменными плитами пол и темные статуи возле стен. Через высокие застекленные двери открывается вид на парадный плац и парк, благодаря чему достигается единство с окружающей природой. Зеркальные боковые стены отражают свет, усиливая освещенность интерьера. Вся отделка связана с темой природы и времен года. Роспись потолка в технике «гризайль» изображает занятия амуров, которые представляют собой аллегории времен года, например, амуры, греющиеся у костра – зима. Двенадцать статуй и расположенные над ними знаки Зодиака символизируют двенадцать месяцев года. Отделка вестибюля была осуществлена Ч. Камероном в 1785-1786 годах, скульптурный декор выполнял, главным образом, скульптор И. Прокофьевым, а обрамление медальонов - Д. Ламони. После пожара 1803 года вестибюль был отделан под руководством архитектора А.Н. Воронихина. Не сохранилось сведений какими были статуи, сгоревшие в пожаре. По замыслу Воронихина статуи по образцу римско-египетских изображений Антиноя-Осириса и Изиды выполнил скульптор М. Александров (Уважный). Они отлиты из гипса и окрашены под темную бронзу. У ног статуй – атрибуты сельскохозяйственного труда, олицетворяющие занятия людей в тот или иной месяц года. Появление египетских мотивов в европейском искусстве рубежа XVIII-XIX веков связано, прежде всего, со знаменитыми египетскими походами Наполеона, в которых принимали участие историки и художники, привнесшие новую струю в формирование стиля империи (стиль ампир). Всеобщее увлечение египетскими мотивами породило явление египтомании, которое вышло за границы Франции. Увлечение Воронихина египетскими мотивами нашло воплощение во многих его дизайнерских решениях при оформлении интерьеров Павловского дворца в 1804-1809 годах, особенно в предметах меблировки жилых комнат Марии Федоровны. С появлением статуй в египетском вкусе вестибюль получил свое название Египетского. Что касается знаков Зодиака, то они сохранились в своем первоначальном исполнении. Роспись потолка первоначально осуществил декоратор К. Скотти, а после пожара 1803 г. Д.-Б. Скотти. Тогда же была расписана и стена лестницы на площадке первого марша. Треугольное пространство стены удачно обыграно, представляя фантастический архитектурный портал с сидящими египетскими статуями и рельефом, изображающим египетскую процессию, которая движется вверх по ходу подъема лестницы. В центре изображено небо с облаками, и этот «прорыв в пространство» создает ощущение перспективы, и, таким образом, Египетский вестибюль, являющийся проходным помещением, свободно расположен в архитектурном пространстве дворца. В 1941 году в начале фашистской оккупации Египетский вестибюль служил местом регистрации жителей Павловска и окрестных мест перед отправкой их на работы в Германию. В пожаре 1944 года рухнул потолок и погибли две статуи на центральной стене. Статуи воссозданы по сохранившимся подлинникам кроме атрибутов у их ног, поскольку не сохранилось их изображений. Роспись потолка воссоздана художником-реставратором А.В. Трескиным на основании старых фотографий и аналогий. Что касается скульптуры, медальонов и лепного карниза, они были расчищены и отреставрированы. Декор дополняют три стеклянных фонаря с бронзовым убором (Россия, последняя четверть XVIII века). В центре у наружной стены установлена подлинная чугунная доска, снятая с обелиска в память основания Павловска с надписью «Павловское начато строить в 1777 году».



Египетский вестибюль на плане этажа


Назад

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024