Скульптура Павловского парка
Скульптура Павловского парка является неотъемлемой частью ландшафтной архитектуры, в частности участков с регулярной планировкой. В коллекцию парковой скульптуры входят отдельно стоящие мраморные, бронзовые, чугунные статуи и бюсты, декоративная анималистическая скульптура, а также каменные, главным образом мраморные, и чугунные вазы. В основном, скульптура размещена в Придворцовом районе и в Старой Сильвии. Две полуциркульные галереи, расположенные по сторонам центрального корпуса дворца, украшали бронзовые бюсты, помещенные в нишах галерей. Это были портреты императоров Клавдия Марселла, Люция Вера, Марка Аврелия, Адриана, Септимия Севера, философа Платона, драматурга Еврипида, ученых Гераклита и Эскулапа, два бюста с головой Юпитера. Все они были отлиты в мастерских Императорской Академии художеств в конце 1790-х гг. с античных оригиналов. В настоящее время здесь находятся итальянские мраморные бюсты XVIII века, которые вскоре будут заменены бронзовыми. Мраморная и бронзовая скульптура украшала до ВОВ Галерею Гонзаго и прилегающую к ней территорию. Подлинная скульптура XVIII века после реставрации заняла свои исторические места в воссозданной Галерее. В глубине, на фоне живописной стены - бюсты Аполлона и Весталки на своих подлинных мраморных резных пьедесталах (Италия, XVIII в.). Между сдвоенными колоннами - четыре аллегорические фигуры «Времена года» (Италия, XVIII в.). Три из них - «Зима», «Весна», «Осень» сохранились и заняли свои исторические места, фигура «Лето» утрачена и заменена фигурой Цереры. Здесь же, в Галерее, временно находится декоративная ваза из устьянской яшмы «Урна судьбы», выполненная на Колыванских заводах Алтая в 1787 году для Павловска и установленная в Семейной роще. На площадке между северным фасадом центрального корпуса и стеной Галереи исторически находилась бронзовая скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» русской работы XVIII века с античного оригинала I в. н.э. Утраченная в годы оккупации, она заменена аналогичной статуей итальянской работы XIX века, которую музей приобрел в 2008 году. На лужайке перед Галереей Гонзаго на центральной оси находилась бронзовая скульптура летящего Меркурия, похищенная в годы войны. Скульптура была обнаружена в Австрии в музее города Граца и была возвращена австрийским правительством в Павловск. В 2005 г. бронзовый Летящий Меркурий, отлитый в Императорской Академии художеств в 1783 г. мастерами Э. Гастеклу и В. Можаловым с восковой модели Ф. Гордеева по оригиналу итальянского скульптора XVI в. Д. Болоньи, установлен на свое историческое место.
В Собственном садике мраморная скульптура вписана в регулярную планировку, либо подчеркивая ее, либо доминируя в ней. Шедевром искусства эпохи классицизма является композиция «Три грации» (1803 г., скульптор Паоло Трискорни), выполненная из цельного куска каррарского мрамора. Против Павильона Трех граций, фланкируя начало центральной аллеи, установлена голова Антиноя в образе Вакха и мужская голова с античного оригинала (Италия, XVIII в.). По обеим сторонам центральной аллеи установлено 12 мраморных ваз (Россия, кон. XVIII в.). На границе с цветочным партером по сторонам центральной аллеи установлены две большие мраморные вазы итальянской работы XVIII века. Разбитые в годы войны, они были отреставрированы и помешены на свои исторические места. В центре восточной части садика находилась мраморная скульптура «Амур, снимающий с крыла бабочку», выполненная английским скульптором Бенксом в 1781 г., однако после войны она не была обнаружена в тайнике, вероятно, была похищена оккупантами. На террасе у южного фасада дворца на боковых тумбах были установлены в начале 1800-х гг. мраморные фигуры льва и львицы (Италия (?) кон. XVIII в.), которые были разбиты в годы оккупации. После войны на тумбах были установлены мраморные кентавры. В скором времени отреставрированные фигуры льва и львицы вновь займут свои исторические места. На свои места у цветочного партера вернулись мраморные гермы (Италия (?) кон. XVIII в.).
На Вольерном участке скульптура также дополняла планировку, внося дополнительные смысловые и декоративные акценты.
До ВОВ перед Вольером находилась скульптура «Актеон» с ланью русской работы конца XVIII в. (утрачена в годы войны). В настоящее время здесь установлена чугунная ваза с маскаронами с античного оригинала (Россия, нач. XIX в.). Аллею с партерным цветником украшали бюсты римских императоров и философов итальянской работы XVIII века, отчего она называлась Аллеей императоров (в будущем планируется ее воссоздание). Зеленый лабиринт в его центральной точке украшает чугунная ваза (Россия, нач. XIX в.). В 1863 г. за Вольером был вырыт фигурный пруд, в центре которого на специальном островке была установлена статуя Венеры, и пруд получил название Венерин. В настоящее время здесь находится мраморная статуя Венеры Италийской (копия итальянской работы нач. XIX в. с оригинала А. Кановы). В послевоенный период на территории Вольерного участка были установлены мраморные статуи Эрминии и Танцовщицы работы итальянского скульптора XIX в. Ринальдо Ринальди. На гранитном пьедестале, обращенном в сторону южного полуциркульного корпуса дворца ранее находились Солнечные часы. Утраченные в годы войны, они намечены к воссозданию. На том месте, где в XVIII-XIX вв. находился деревянный театр (в конце Тройной липовой аллеи), в 1914 г. был поставлен памятник Марии Федоровне (скульптор В. Беклемишев).
В период превращения Павловска в императорскую резиденцию архитектор В. Бренна создает Большие круги, главным украшением которым становится скульптура. На первом круге установлена мраморная аллегорическая статуя «Правосудие», на втором - «Мир» работы итальянского скульптора кон. XVII в. Пьетро Баратты. Статуи были приобретены еще при Петре I для украшения Летнего сада. На площадке между кругами на постаменте была установлена большая мраморная ваза с крышкой с меандровым орнаментом по тулову. Разбитая в годы войны, ваза реставрируется и вернется на свое историческое место. Вблизи первого круга находились две скульптуры сидящих львов (Италия (?). кон XVIII в.). В годы войны один лев был утрачен, второй разбит. В настоящее время одна скульптура льва отреставрирована, другая воссоздана по образцу, и обе установлены на историческом месте. С западной стороны первого круга находились до ВОВ две скульптуры русской работы конца XVIII в. из песчаника с изображением девушек с кувшинами. Взамен утраченных на этом месте установлены статуи Аполлона Феба и Афины (Западная Европа, кон. XVIII в).
В 1872 г. на парадном плацу перед дворцом в сторону Тройной липовой аллеи был установлен памятник основателю Павловска императору Павлу I.
В Старой Сильвии, парковом районе, спланированном в конце 1790-х годов архитектором В. Бренной, скульптура является доминантой ландшафта, композиционно и колористически она тесно связана с природным массивом.
Скульптуры античных богов и муз установлены на центральной площадке. В центре круга - Аполлон Бельведерский, по кругу - Муза Эвтерпа, Муза Мельпомена, Муза Талия, Муза Терпсихора, Муза Эрато, Гермес Флорентийский, Венера Каллипига, Муза Полигимния, Муза Каллиопа, Муза Клио, Муза Урания, Флора. На концах радиальных аллей - три статуи дочерей Ниобеи, статуи сына Ниобеи и Актеона. В конце дорожки за спиной Аполлона в центре площадки находится скульптура Боргезского бойца. (Первоначально на этом месте стояла мраморная статуя с изображением мальчика Амура с оригинала Фальконе, которая была украдена в 1830-х гг., позднее сюда была поставлена статуя Атланта с шаром, но она была вывезена в Ташкент великим князем Николаем Константиновичем). Все статуи выполнены в литейной мастерской Императорской Академии художеств литейщиками Э. Гастеклу, В. Можаловым с античных оригиналов по восковым моделям, большинство из которых были выполнены скульптором Ф. Гордеевым. Статуя «Актеона» отлита мастером В. Екимовым по модели И. Мартоса.