Художественные коллекции

Коллекции Павловска исторически сложились при его первых владельцах, великом князе и цесаревиче Павле Петровиче и его супруге Марии Федоровне. Отправившись в знаменитое путешествие по Европе под именами графа и графини Северных в 1781-1782 годах, они имели исключительную возможность приобретать для убранства своей резиденции в Павловске картины и статуи, бронзу и мебель у лучших художников и мастеров Европы, а фарфор и стекло, ковры и ткани - на самых знаменитых мануфактурах. Европейские монархи делали наследнику русского престола щедрые подарки. Прибывая затем различными путями в Павловск, эти первоклассные произведения искусства влияли на характер декоративного решения интерьеров дворца.

В Италии владельцы Павловска прикоснулись к цивилизации Древнего Рима и увлеклись античным искусством, которое превосходно представлено в Павловском дворце. Античные мраморы: статуи, бюсты, рельефы, пеплохранильницы дополнены мелкой бронзовой пластикой, стеклом и керамикой, составляющими отдельную часть античной коллекции. В Риме в мастерской скульптора Карло Альбачини было заказано 10 мраморных статуй «Аполлон и музы», уменьшенных повторений скульптур эллинистического периода из собрания Ватикана. Наряду с антиками широко представлена и современная скульптура XVIII века, это и бюсты с античных оригиналов итальянской работы, и статуи К. Альбачини, выполненные по мотивам античности, и работы туринских скульпторов братьев Коллини.

Посещения мастерских известных художников в Италии, а затем во Франции - А. Кауффман, П. Батони, А.-Р. Менгса, Ж.-Б. Греза, К.-Ж. Верне, Г. Робера, положили начало коллекции живописи. Через комиссионеров и торговцев картинами приобретались произведения западноевропейских школ: голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской. Позднее, после вступления Павла I на престол, коллекция пополнилась рядом больших полотен из Зимнего дворца и Эрмитажа. Вдовствующая императрица Мария Федоровна постоянно продолжала пополнять коллекцию, отдавая предпочтения мастерам итальянской школы.

Особо значимым для формирования первоначальных коллекций Павловска стало пребывание его владельцев во Франции, где их с большим почетом принимала королевская чета Людовик XVI и Мария Антуанетта. Король и королева преподнесли своим гостям дорогие подарки: несколько серий ковров Королевской Гобеленовой мануфактуры и мануфактуры Савоннери, которые и по сей день украшают интерьеры дворца. Изысканностью отличаются изделия из фарфора работы Севрской королевской мануфактуры. Среди них особое место занимает Туалетный прибор из 72 предметов. Помимо подарков были сделаны и другие приобретения из фарфора, например, так называемый Парижский сервиз.

Посетив мастерскую королевского мебельщика Анри Жакоба, Мария Федоровна заказала несколько гарнитуров резной золоченой мебели с шелковыми обивками. Эта мебель и сегодня украшает Парадную спальню и Старую гостиную. Павловск обладает также рядом уникальных предметов корпусной мебели немецкого мастера Давида Рентгена. Этот заказ для Павловска был сделан Екатериной II. Ученик Рентгена Генрих Гамбс, открывший свою мастерскую в Петербурге, выполнил в начале XIX века для вдовствующей императрицы Марии Федоровны различные предметы корпусной мебели с бронзовыми золочеными накладками, которые украшают ее мемориальные комнаты на первом этаже центрального корпуса дворца.

Из произведений декоративно-прикладного искусства своими высокими художественными достоинствами выделяется коллекция французской бронзы XVIII - первой половины XIX века: часы, каминные гарнитуры и осветительные приборы работы самых известных бронзовщиков и часовщиков.

Говоря о коллекциях Павловска, нельзя не восхититься произведениями русских мастеров в различных областях декоративного искусства. На Императорской фарфоровой мануфактуре, Стеклянном казенном заводе, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках выполнялись уникальные изделия из фарфора, стекла и различных цветных камней: яшмы, порфира, оникса для украшения залов и комнат Павловского дворца. Стол с фарфоровой столешницей «Виды Павловска», Зеленый фарфоровый туалет, Умывальный прибор и ваза-треножник из хрусталя и цветного стекла, ваза из коргонского порфира с бронзовыми фигурами сатиров, обелиски из калканской яшмы - подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Произведения русского фарфора экспонируются на выставке Открытых фондов, которые можно посетить, заказав экскурсию.

Музей обладает превосходной коллекцией русского изобразительного искусства конца XVIII - начала XIX века: портретная и пейзажная живопись представлена работами Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, С. Щедрина, А. Мартынова, произведения скульптуры - работами Ф. Шубина, И. Мартоса, М. Козловского, И. Прокофьева.

В коллекции графического искусства представлены миниатюры, акварели, архитектурные чертежи, печатная гравюра, как русская, так и западноевропейская.

Разнообразием и богатством отличается фонд тканей, куда входят отдельными коллекциями веера, изделия из кружева, образцы тканей, вышивки, в том числе из бисера, и коллекция костюма с аксессуарами. Мемориальные костюмы и платья членов императорской фамилии включены в действующий Музей костюма.

Среди коллекций выделяется также большое собрание редкой книги, около 15 тысяч томов, фотографии конца XIX-начала XX века, литики-интальи из стекла, художественные рамы, предметы быта, рукописный архив.

В настоящее время в фондах музея насчитывается около 60 тысяч единиц хранения музейных предметов.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017