Мебель

Коллекция мебели Павловского дворца музея уникальна и разнообразна, она насчитывает около 2000 предметов и охватывает период с конца XVIII до начала XX вв. В нее входят работы как западноевропейских, так и русских мастеров: Д. Рентгена, А. Жакоба, Х. Мейера, Л. Мажореля, Д. Маджолини, Г. Гамбса, К. Росси, А. Воронихина, М. Веретенникова.

Наиболее ранними из сохранившихся экспонатов в коллекции музея, являются предметы, выполненные в России по проекту художника-миниатюриста А.-Ф.-Г. Виолье для павильонов Павловского парка.

Консоль. По рис. Виолье. Кон. XVIII в. Для павильона «Старое Шале».

В период путешествия по Европе в 1781-1782 гг. Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна посетили известные мебельные магазины и мастерские, где ими для меблировки строящегося дворца были приобретены столы, комоды, секретеры, выполненные А. Вейсвейлером, М. Карленом, П. Денизо.

В Париже Великие князья сделали заказ знаменитому мебельщику Анри Жакобу, поставщику французского Королевского Двора. Для Павловска он изготавливает резную золоченую мебель в стиле Людовика XVI.

Сохранившиеся до наших дней в Павловском дворце-музее ансамбли мебельного убранства, созданные в мастерской А. Жакоба в 1782-1784 гг. - единственные в музеях нашей страны.

В первую очередь это роскошный гарнитур Парадной спальни, украшенный тончайшей золоченой резьбой. В Ковровом кабинете и Старой гостиной представлены гарнитуры, отличающиеся изящными формами, обитые вышивками ручной работы.

Также в коллекции Павловска широко представлена мебель прославленного немецкого краснодеревщика Давида Рентгена, работавшего для многих европейских Дворов. Начав поставлять мебель для русского Императорского Двора в соответствии со вкусами Екатерины II, Рентген вырабатывает новую стилистику, получившую название «рентгеновский классицизм». В залах дворца можно увидеть бюро, секретеры, столы, напольные часы с обилием архитектурных мотивов: колонн, пилястр, арок. Встроенные механизмы, делают эту мебель очень удобной и интересной.

Часы с фигурой Аполлона. Германия. Конец XVIII века.

В Туалетной Павла I представлен стол, фанерованный пальмовым деревом. При повороте ключа средняя часть передней стенки стола откидывается и выдвигается изнутри пюпитр для рисования, оснащенный двумя маленькими узкими ящиками для рисовальных принадлежностей. Если потянуть за ручки весь ящик, столешница отодвигается на треть назад и открывается доступ к отделению, из которого поднимается регулируемое по наклону зеркало, а по бокам можно открыть шторки, под которыми находятся сохранившиеся туалетные принадлежности из стекла и фарфора.

В 1790 году вместе с Д. Рентгеном в Россию приезжает его ученик Генрих Гамбс. В начале он изготавливает мебель подобную произведениям Рентгена, но со временем вырабатывает свою уникальную стилистику, делающую его произведения узнаваемыми. Начав самостоятельную работу в Петербурге, Гамбс ищет покровителя при Императорском Дворе и находит его в лице Великой княгини Марии Федоровны. Таким образом, в Павловске формируется коллекция работ Гамбса, относящихся к раннему периоду его творчества. Причем многие из этих предметов украшены рисунками и резными работами Марии Федоровны.

Особый интерес представляет письменный стол-бюро в Парадной Библиотеке Павла I, выполненный по проекту В. Бренны в мастерской И. Отта и Г. Гамбса в 1794 году. Это целое архитектурное сооружение из красного дерева, слоновой кости, золоченой бронзы и янтаря. Двенадцать ножек стола, выточенных из слоновой кости, образуют колоннаду ионического ордера. Верхняя часть стола - шкафик-конторка с раздвижными дверцами-ширмами, за которыми скрываются десятки выдвижных ящиков для бумаг. Верх бюро служит основанием для настольного украшения «Храм богини Весты».

В 1790-е годы в России в моду входит использование для украшения мебели вставок из стекла с золотой или серебряной фольгой. Эта техника носила название «эгломизе» по имени французского художника XVIII века Э.Ж.-Б. Гломи. Большое бюро, разнообразные столики, часы трехметровой высоты, украшенные «эгломизе», представлены в экспозиции дворца.

Бюро, выполненное в мастерской Г. Гамбса (?) до 1792 года, интересно не только с инженерной точки зрения, но и с художественной. Верхние ящики и дверцы кроме орнаментального декора украшены силуэтными портретами Великого князя Павла Петровича, его супруги и детей. Основой для данных изображений послужила работа известного мастера силуэтного рисунка И.Ф. Антинга.

Еще одним обрусевшим иностранцем, работавшим по заказам Императорского Двора, был Христиан Мейер. В коллекции Павловского дворца представлены несколько предметов созданных в мастерской этого мастера.

В 1797 году Х. Мейер по рисунку В. Бренны создает Тронные кресла для Павла I и Марии Федоровны. В настоящее время два кресла находятся на хорах Дворцовой церкви.

Залы Павловского дворца украшены мебелью не только знаменитых западных, но и русских столичных мастеров.

Одним из самых ранних предметов, появившихся в Парадных залах, является столик-бобик работы русского крепостного мастера Матвея Яковлевича Веретенникова, привезенный в Павловск в 1787 году. На столешнице в технике наборного дерева изображена панорама Павловского парка: река Славянка, Большой дворец, Храм Дружбы, на подстолье и ножках в медальонах - парковые павильоны. Изображения эти одни из самых ранних в иконографии Павловска, что придает особую уникальность данному предмету.

После пожара в Павловском дворце в 1803 году Мария Федоровна приглашает для восстановления залов архитектора А.Н. Воронихина. Он вносит ряд изменений в декор интерьеров в соответствии с модными тенденциями того времени и расцветом стиля ампир в России. По его рисункам выполняются мебельные гарнитуры для Парадных и жилых комнат Дворца.

Стиль ампир наиболее ярко проявляется в формах мебели гарнитура Греческого зала. Она отличается исключительной красотой, тонкостью вкуса, яркой декоративностью.

Для мебели залов Войны и Мира А. Воронихин использовал форму античного курульного кресла на львиных лапах, с устоями в виде пучков тростника, перехваченных золочеными жгутами.

В Библиотеке Марии Федоровны за письменным столом расположено кресло-жардиньерка, изготовленное в 1806 г.

Стул из гарнитура «со змеями» ок. 1805 года в Пилястровом кабинете.

Архитекторы, работавшие в Павловске, не только дополняли уже спроектированные залы, но и осуществляли комплексное решение интерьера, начиная от цвета стен, дверей, драпировок на окнах и заканчивая предметами мебели.

Так Карлом Росси были спроектированы Угловая гостиная Павловского дворца и Большая Дворцовая Библиотека (получившая название Библиотека Росси). Строгостью и простотой отличается мебель, выполненная из волнистой березы для Библиотеки, но именно этот аскетизм пропорций придает предметам свое очарование, красоту и неповторимость. В гарнитур входят большие книжные шкафы, столы, витрины, банкетки-лесенки и стулья.

Лесенка-банкетка волнистой берёзы из Библиотеки Росси.

Диван волнистой берёзы из Угловой гостиной.

Кресло морёной берёзы по рис. К.И. Росси.

В коллекции мебели находятся интересные предметы, приобретенные музеем в результате собирательской работы для пополнения и расширения собрания. Часть из них представлены на выставках «Убранство русского жилого интерьера XIX века» и «Мир женщины и ее увлечений», наглядно иллюстрируя изменение форм мебели в соответствие со стилем и модой.

Кресло в стиле «ампир». Волнистая береза, первая четверть XIX в.

Стол в стиле «второе рококо» середины XIX в.

Шкаф в стиле «модерн» наборного дерева, начала XX в.

Рояль фирмы «Лихтенталь» наборного дерева, середины XIX в.

Кресло угловое в стиле «ренессанс». Сахардановое дерево, середина XIX в.

Буфет «в русском стиле». Дуб, 1870-е гг.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017