Консоль начала XIX века
В экспозицию Павловского дворца после реставрации вернулся исторический экспонат — консоль, выполненная в начале XIX века по заказу императрицы Марии Федоровны в Петербургской мастерской Битепажа.
Эскиз консоли для Передней жилых комнат хозяйки Павловска сделал известный архитектор Андрей Воронихин. Небольшая, ступенчатая столешница прямоугольной формы со срезанными передними углами по краю оконтурена тонкой вставкой черного дерева. Передние ножки консоли, окрашенные в зеленый цвет под патинированную бронзу, выполнены в виде грифонов с резными крыльями, задние — в виде изящных точёных колонок с резьбой и позолотой. Консоль покоится на фигурном основании; внизу на задней стенке укреплено зеркало, что придает дополнительный объем и легкость всей конструкции.
Консоль давно требовала реставрации: расшаталась конструкция, на столешнице появились большие трещины с разрывами дерева и утратой фанеровки. Поблекла краска, появились большие сколы, позолота потерлась. Во многом на состоянии предмета сказались военные невзгоды: консоль не была эвакуирована и оказалась в числе многочисленных похищенных экспонатов. (К счастью, после войны ее нашли на территории Ленинградской области и вернули в Павловск в 1949 году).
Мастера применили щадящие методы реставрации чтобы максимально сохранить авторскую отделку деревянного каркаса консоли. При работе использовались материалы, аналогичные оригинальным: водно-спиртовые растворы, медово-осетровый и осетровый клеи, даммаровый лак, масляные краски, сусальное золото (книжное, 999 пробы). Реставраторы восстановили поврежденный декор, восполнили трещины на столешнице, привели в порядок резьбу колонок, в местах утрат воссоздали позолоту и красочный слой — в итоге вернули предмету прежнюю красоту. По оценке реставрационного совета музея-заповедника, работы проведены на высоком профессиональном уровне с минимальными внедрениями в музейный предмет.
Для справки: архитектор Андрей Воронихин много работал в интерьерах Павловского дворца после пожара 1803 года. Спроектированные им предметы мебели размещены в парадных помещениях дворца — Зале войны и Зале мира, в Малом кабинете и в Библиотеке Павла I, а также в Жилых комнатах Марии Федоровны. Известный искусствовед Анатолий Кучумов (главный хранитель Павловска в 1956–1977 гг.) отмечал: «Именно в Павловске ярко раскрылся талант Андрея Воронихина как большого художника и непревзойденного мастера русского дворцового интерьера». При разработке мебели для Павловского дворца архитектор опирался на творчество основоположников французского ампира, — архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена, а также скульптора П. Н. Бовале, который в 1804 году опубликовал альбом «Fragments d’architecture, sculpture et peinture, dans le style antique». Русский мастер не шел по пути простого заимствования, но творчески перерабатывал типовые проекты французских мастеров.