Вместе с Эрмитажем

22 января ГМЗ «Павловск» и Государственный Эрмитаж совместным проектом начали программу, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Широкой общественности был представлен прижизненный портрет Петра Великого, который принадлежит ГМЗ «Павловск», до войны экспонировался в Павловском дворце, но существенно пострадал во время фашистской оккупации. Реставраторы Эрмитажа вернули реликвию к жизни. До весны портрет будет представлен в одном из залов Эрмитажа, а затем вернется в Павловский дворец.

Отражением того пиетета, который испытывал великий князь Павел Петрович, а затем император Павел I, перед памятью Петра Великого, являлось обязательное присутствие изображений прадеда в парадных и жилых покоях правнука. В Павловском дворце-музее в Малом кабинете Павла I размещен парадный «Портрет Петра Великого», который находится здесь с 1801 года, что подтверждается архивными документами. Произведение всегда считалось прижизненным изображением Петра, но в дворцовых описях никогда не отмечалась его принадлежность какому-либо автору. В послевоенное время в отечественном искусствознании портрет без веских оснований приписывали И.-Г. Таннауеру. Впервые предположение об атрибуции павловского портрета знаменитому Антуану Пэну (1683-1757) - придворному художнику трех прусских королей - было высказано в 1980-х годах немецким искусствоведом Г. Бартошеком. Интересной особенностью произведения является включение погрудного портрета Петра Великого, выдающегося по своему живописному исполнению, в парадную композицию в рост. Граница вставки всегда была видна невооруженным глазом и уже во второй половине XIX века отмечалась известными исследователями иконографии Петра А.А. Васильчиковым и Г.К. Фридебургом. Уровень мастерства, с которым портрет дописан до большого парадного, также очень высок, и визуально разница в исполнении незаметна. Подобные наблюдения говорят о том, что это портрет кисти выдающегося мастера, но автор оставался неизвестным. При каких внешнеполитических обстоятельствах мог быть создан павловский портрет? 12 ноября 1716 года в прусском городе Хафельберге (Гавельсберге) встретились Петр I и прусский король Фридрих Вильгельм I. Результатом встречи стало закрепление политического союза между Россией и Пруссией. С этим важным событием связано одно из сообщений в берлинской газете того времени: «Знаменитый живописец Пэн был командирован из Берлина в многоупомянутый Хафельберг и должен был изобразить царя, хотя сделал там только одно лицо…». В походном журнале Петра I за 1716 год мы находим под 14-м ноября следующую помету: «Его Величество кушал у короля и списывали персону…». В Павловске портрет великого предка был любим и почитаем всеми владельцами дворца. Так, например, в 1844 году великий князь Михаил Павлович согласился с просьбой своего брата императора Николая I при создании Галереи дома Романовых в Зимнем дворце «взять в Эрмитаж для снятия копии портрет Петра I во весь рост, находящийся в Павловске в Кабинете Покойного Императора Павла I» только при условии обращаться с портретом «со всею бережливостью». В 1872 году при великом князе Константине Николаевиче к 200-летию Петра Великого во втором отделении Императорского Эрмитажа была проведена реставрация портрета, которая заключалась в переводе живописи на новый холст одним из братьев Сидоровых. К сожалению, перевод был неудачен, поэтому картина не приняла участие в юбилейной Московской политехнической выставке 1872 года. Такое вмешательство в состояние портрета отразилось и на будущей крайне неудовлетворительной сохранности произведения. Осенью 1941 года портрет Петра Великого не был эвакуирован. После освобождения Павловска весной 1944 года он был обнаружен А.М. Кучумовым - будущим главным хранителем дворца-музея - в районе бывшего расквартирования войск вермахта в селе Антропшино. Холст варварски вырезали из рамы, грубо свернули в рулон и бросили отступавшие гитлеровцы. В послевоенное время «Портрету Петра Великого» был возращен экспозиционный вид реставраторами Павловского дворца-музея С.И. Коганом и М.З. Прокопчуком, и картина вернулась на свое историческое место, но серьезные повреждения, нанесенные произведению в годы войны, предельно сжатые сроки реставрации, а также использование в работе недостаточно качественных материалов привели к тому, что спустя полвека состояние сохранности портрета было признано аварийным. Проявившиеся дефекты сильно искажали визуальное впечатление от картины и не позволяли полностью оценить все ее художественные достоинства. Это уникальное в своем роде полотно остро нуждалось в полном научно-техническом исследовании и высокопрофессиональной реставрации. В конце 2011 года портрет Петра Великого из парадных залов Павловского дворца был отправлен в Лабораторию научной реставрации станковой живописи в Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня». Эта ответственная работа была поручена опытным художникам-реставраторам В.Ю. Бровкину, В.А. Коробову и А.С. Никольскому. После тщательного осмотра произведения и начала профилактических работ реставрационные мероприятия были поделены на три этапа: консервация, раскрытие авторской живописи от старых многослойных записей и этап художественной реставрации. После консервационных работ сотрудником Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа С.В. Хавриным и сотрудником лаборатории станковой живописи кандидатом химических наук К.Б. Калининой были проведены физико-химические исследования, которые помогли подтвердить атрибуцию портрета. Исследования включали рентгенограмму основных участков картины. На снимках хорошо видна фактура переводной серпянки 1872 года, градация толщины переводного и авторского грунта и распределение белил в красочном слое. Следующим важным исследованием был химический анализ микрошлифов. Всего было взято десять микропроб красочного слоя и грунта: с авторской вставки, с окружающего вставку полотна и с мест, близких к стыку авторской вставки и «доличного» письма. Основной задачей этого исследования было установление идентичности обеих частей, из которых состоит картина. Проведенный сравнительный анализ синих пигментов с орденской ленты на плече государя с центральной вставки и изображения неба в правой верхней части картины показал их полное соответствие, а также использование художником берлинской лазури. этот факт представляет большой научный интерес, так как подтверждает опубликованные недавно результаты о том, что в Пруссии этот пигмент применялся намного раньше 1724 года - официальной даты открытия берлинской лазури. Именно берлинская лазурь была обнаружена на двенадцати полотнах Антуана Пэна, написанных в 1710-1715 годах в Потсдаме. Таким образом, портрет Петра Великого из собрания Павловского дворца принадлежит к тем немногим полотнам, на которых этот редкий пигмент использован задолго до того времени, когда рецепт его изготовления стал общедоступным. До этого способ изготовления берлинской лазури держался в секрете прусскими изготовителями, но был доступен художникам, работавшим при дворе, к числу которых принадлежал и Антуан Пэн. В 2012 году была завершена консервация живописи. Кроме укрепления красочного слоя и грунта было проведено удаление дублировочного холста 1960-х годов, повторное укрепление живописи с устранением жестких деформаций и новое дублирование основы. Во время этого этапа выяснилось, что последствия срезки и скручивания в рулон не единственные следы вандализма, нанесенные портрету войной. На тыльной стороне холста открылась выполненная в зеркальном отражении надпись на немецком языке «Heil Wache», что в переводе может означать «Да здравствует часовой». Буквы образованы точечными сквозными отверстиями, с ровными, как будто оплавленными краями, которые могли появиться на холсте путем выжигания раскаленным шилом или гвоздем с лицевой стороны картины. В конце 2013 года реставраторы приступили ко второму этапу работ. Живопись необходимо было раскрыть от пожелтевшего деструктированного лака и многочисленных реставрационных прописок, заходящих широко на авторскую живопись и изменяющих подлинный колорит. Чтобы не разрушать целостность изображения, было решено оставить старые записи в пределах утрат, с последующей их корректировкой. В ходе этой работы выяснилось, что многие детали картины грубо записаны; под записью скрыты в глубине перспективы стаффажные фигуры, пропала в клубах дыма возвышенность у правого края картины; небо переписано практически полностью и представляет собой разноцветное лоскутное одеяло; на изображении занавеса присутствует в вольной интерпретации новый орнамент, перекрывающий авторский; орлы и хвосты горностая на мантии также грубо подправлены; близкие по цветовому тону изображения занавеса, мантии и ковра на столе никоим образом не соответствуют качеству живописи такого признанного мастера, как Антуан Пэн. После послойного удаления прописок вернулись тонкие цветовые отношения в моделировке формы и пространственных планах. Постепенное ослабление пожелтевшего лака и удаление записей контролировалось ультрафиолетовой лампой. Тщательно продуманные методики и осторожные действия позволили сохранить в целостности авторский слой лака. Раскрытие живописи от разновременных поновлений выявило большое количество потертостей и утрат оригинала, которые необходимо было восполнить новыми тонировками на последнем этапе реставрации. Комплексная реставрация и физико-химические исследования «Портрета Петра Великого» дали возможность прийти к новому качественному пониманию художественного и мемориального уровня этого произведения. Собранная доказательная база позволяет говорить о том, что сегодня Павловский дворец-музей обладает совершенно уникальным прижизненным портретом Петра I, выполненным известным европейским мастером первой половины XVIII века Антуаном Пэном. Этот портрет - один из немногих (в мире таких насчитывается не более 4-5), написанных с натуры.

Государственный музей-заповедник «Павловск» выражает глубокую благодарность сотрудникам Государственного Эрмитажа, в первую очередь реставраторам и экспертам! Весь комплекс работ выполнен на средства, выделенные Министерством культуры Российской Федерации по целевой программе «Культура России 2012-2018».

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017