30 октября в ГМЗ «Павловск» состоялся пресс-тур, посвящённый программе «Возвращение в Павловск»

30 октября в ГМЗ «Павловск» состоялся пресс-тур, посвященный двум важным событиям программы «Возвращение в Павловск». Журналисты посетили отреставрированный павильон Пиль-башня, а уже во дворце им презентовали картину «Молодая девушка перед зеркалом» немецкой художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской.

Пиль-башня по праву считается наиболее романтическим сооружением Павловского парка. Она построена в 1795-1797 годах, считается, что автором проекта является итальянский архитектор Винченцо Бренна. На удаленном от дворца участке долины реки Славянки у плотины выложили из кирпича башню, а оштукатуренные стены ее расписали фресковой живописью, имитирующей разрушающуюся каменную кладку. Живописную отделку фасада выполнил Пьетро Гонзаго. Прежде на этом месте находилась «пильная мельница» - лесопилка. Полагают, что от нее и пошло название нового сооружения.

Пиль-башня - павильон-обманка, где за внешней открытой бедностью скрыто роскошное внутреннее убранство. Павильон состоит из двух этажей. Первый имел служебное назначение. Комнату на втором этаже Мария Федоровна использовала для уединенного отдыха. Здесь находились небольшая библиотека, три кожаных дивана и мраморный камин. Внешний вид Пиль-башни существенно изменил в 1807 г. архитектор А. Воронихин. Тогда построили каменный мост с металлической решеткой, разобрали ветхие строения и мельницу. Плотина превратилась в каскад. Капитально перестроили лестницу, ведущую на второй этаж. Она сохранилась до наших дней. Большой ремонт проведен перед Великой Отечественной войной в 1939 году.

В годы войны в Пиль-башне квартировало подразделение испанской Голубой дивизии, что привело к большим утратам внутреннего убранства. К 1944 году в Пиль-башне отсутствовали окна, двери, не стало камина, живописного плафона и настенной живописи, сильно пострадало лепное убранство.

К комплексной реставрации приступили только в начале 70-х годов. Усилили кирпичные стены, заменили все перекрытия, реконструировали интерьер конца XVIII века и покрыли соломой железную кровлю. Но в результате многочисленных актов вандализма стены были покрыты надписями, решетки и двери проломлены и сорваны. Доступ в павильон был закрыт.

Реставрация павильона длилась почти десять месяцев. За это время специалисты пропитали стены специальным составом против влаги, воссоздали внутреннее убранство, собрали разрушенный камин, застелили крышу соломой. Подрядная организация, осуществившая работы - «Возрождение Санкт-Петербурга». Результат их работы первыми оценили представители СМИ. Скоро в павильоне появится мебель и аксессуары.


Вторым важным моментом пресс-тура стала презентация утраченной в 20 годы прошлого века картины «Молодая девушка перед зеркалом» кисти немецкой художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской, приобретенной музеем при содействии банка «ВТБ».

Полотно купил у художницы в 1768 г. русский посол в Париже князь Д.А. Голицын через посредство Д. Дидро для Императорского Эрмитажа. В 1799 г. по повелению императора Павла I передано в Павловский дворец (для украшения комнат в крепости Бип), а в XIX веке находилось в комнатах Павловского дворца. В 1928 г. передано для экспорта и продано на аукционе в Берлине в 1929 г. Анна Доротея родилась в столице Пруссии, в семье художника-портретиста, седьмым ребенком в семье. С детства отличались выдающимися способностями к живописи. Женщины были лишены возможности получать академическое образование, потому она обучалась портретной живописи у отца.

В 1742 году выходит замуж за Эрнста Тербуша, владельца гостиницы и ресторана. Анна родила семерых детей, занималась семьей, но все-таки находила время для рисования, порой ночью. Так прошло почти двадцать лет.

Но в 1761 году Анна Доротея бросает семью и детей и едет в Штутгарт, где начинает работать при дворе герцога Вюртембергского. За очень короткий срок пишет 18 портретов! Уже через год ее избирают почетным членом Академии художеств в Штутгарте.

Затем был Манхейм и работа при дворе курфюрста Пфальца, а в 1765 году Тербуш, собрав свои лучшие работы, отправляется в Париж. Но Королевская академия живописи присылает ей официальный ответ, в котором говорится: работы слишком хорошо написаны, чтобы их автором могла быть женщина. Возможно, одной из причин стал ее возраст - почти пятьдесят лет. Но она не сдается, и через два года Тербуш становится членом этой Академии!

Годы в Париже были не самыми удачными с финансовой стороны, но очень успешными в творческом плане. Она познакомилась и подружилась с философом Дени Дидро. Есть версия, что между ними был роман, они вместе жили, ею был написан портрет философа. По другой версии, Дидро отзывался о ней как о талантливой художнице, которой не хватает молодости и красоты, чтобы завоевать Париж. Их отношения вдохновили кинорежиссера Агийона на создание фильма «Распутник», где роль художницы исполнила знаменитая Фанни Ардан.

Тербуш создала около 200 картин. Судьба многих из них неизвестна. Картина «Молодая девушка перед зеркалом» после долгих скитаний заняла свое историческое место. И теперь посетители Павловского дворца могут во Фрейлинской любоваться этим произведением.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017