Быть может Вы ищете:

В Международный день музеев картина XVI века вернулась в экспозицию

Произведение живописи XVI века «Обрезание Господне» возвращается в Картинную галерею Павловского дворца-музея после продолжительной реставрации.

Картина «Обрезание Господне» поступила в Павловский дворец из собрания Императорского Эрмитажа в царствование Павла I. Произведение относится к венецианской школе живописи и до начала XIX века приписывалась Франческо Бассано (1549-1592). Современные исследователи считают, что картина была создана в мастерской этого живописца.

Евангельский сюжет картины повествует о том, что на девятый день своей жизни младенец Иисус по иудейскому обряду был подвергнут процедуре обрезания. В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

Картина была не раз реставрирована в прошлом отчасти по причине того, что в качестве основы мастер выбрал медную пластину. Медь повсеместно стали использовать в качестве основы для живописи со второй половины XVI века. По прочности и долговечности металл превосходит дерево и холст, но имеет ряд недостатков, влияющих на сохранность живописного произведения. Например, он склонен к образованию коррозии, которая разрушает его структуру и негативно влияет на состояние красочного слоя. Поверхность металлической пластины гораздо более гладкая, чем холст или дерево, что ухудшает ее сцепление со слоем грунта и живописи, и напрямую влияет на долговечность.

Вероятно, из-за недостатка времени реставраторы только частично раскрыли авторскую живопись от потемневшего лака на ключевых элементах изображения: фигурах Мадонны и Младенца, некоторых архитектурных элементах, изображениях лиц ряда персонажей, а также «прописали» поверх места с утратами, потертостями и повреждениями красочного слоя. На многих участках картины реставрационные правки в существенной мере или почти полностью скрыли от зрителя авторскую живопись. Это очень сильно повлияло на облик картины, изменив ее цветовую гармонию, но в то же время плотный слой масляной краски, использованной реставраторами прошлого, предотвратил осыпание уже поврежденного к тому времени авторского живописного слоя.

При поступлении в мастерскую реставрации живописи ГМЗ «Павловск» в 2017 году картина находилась в аварийном состоянии. По всей поверхности наблюдались повреждения грунта и красочного слоя в виде утрат, приподнятостей, отставаний разного характера и шелушения красочного слоя. Первоначальной задачей реставратора было провести ряд мероприятий по консервации живописи, чтобы предотвратить ее дальнейшее разрушение. Работы требовали аккуратности и большой осторожности, так как живопись на картине очень хрупкая из-за небольшой суммарной толщины слоя грунта и красочного слоя.

Для укрепления грунта и красочного слоя была применена методика, разработанная в Лаборатории научной реставрации станковой масляной живописи Государственного Эрмитажа В.А. Коробовым и О.Г. Новиковой для консервации живописи на металлических основах. Согласно методу, в качестве укрепляющего состава был применен специально подготовленный состав, основу которого составляет свежевыжатый чесночный сок. После завершения консервационных мероприятий и комплексного исследования памятника, осуществленного на кафедре реставрации живописи СПГАИЖСА им. И.Е.Репина, авторская живопись была поэтапно раскрыта от потемневшего лака и старых реставрационных записей, искажавших ее облик.

Завершающим этапом реставрации стало тонирование участков с утратами авторской живописи. Полуусловная манера выполнения реставрационных тонировок позволила вернуть целостное восприятие произведения, и при этом избежать реконструкции утраченных элементов композиции и возможного вторжения в авторский замысел. Весь комплекс перечисленных выше мероприятий был выполнен художником-реставратором ГМЗ «Павловск» Цветаевой Полиной. Благодаря ее особым умениям и навыкам, а также бережному отношению к памятнику эта сложнейшая реставрация была успешно завершена.

Важным моментом в подготовке к экспонированию произведения живописи является его монтаж в раму. Картины на металлической основе, как правило, имеют значительный вес и при этом небольшую толщину пластины. Металл гораздо больше подвержен вибрации, чем дерево или холст, что создает дополнительный риск разрушения живописи. Для безопасного монтажа картины Бассано, художником-реставратором ГМЗ «Павловск» Колесниковым Константином был изготовлен специальный деревянный планшет, защищающий тыльную и боковые стороны картины, и позволяющий надежно и бережно зафиксировать картину в раме. Реставрацию деревянной позолоченной рамы XIX века выполнил художник-реставратор ГМЗ «Павловск» Бойко Ярослав.

После продолжительной и кропотливой реставрации к Международному дню музеев «Обрезание Господне» торжественно возвращается в экспозицию Картинной галереи Павловского дворца. Благодаря совместному труду художников-реставраторов, исследователей и хранителей это великолепное произведение будет долгие годы привлекать посетителей редкостью сюжета и возрожденной свежестью живописи.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024