Возвращение к истокам

В эпоху русского классицизма скульптура являлась неотделимой составляющей архитектурной композиции. Статуи, бюсты, барельефы удивительно подходили для усиления пластического эффекта архитектурных форм, не теряя при этом собственной художественной и идеологической значимости. Павловский дворец, созданный в качестве летней резиденции великого князя Павла Петровича одним из блистательных архитекторов XVIII века Чарльзом Камероном, является ярким примером синтеза архитектуры и скульптуры.

Итальянский лепщик Феличе Ламони, который производил отделку фасадов и первых интерьеров дворца, через 5 лет после начала строительства дворца выполнил для колоннад, охватывающих парадный двор, 22 гипсовых бюста. Вскоре они заняли места в нишах, эффектно чередуясь с колоннами дорического ордера.

Нам неизвестны сюжеты этих бюстов, да и век их был не долгим. В год вступления Павла I на престол, осенью 1796 года, Совету Академии художеств поступило высочайшее повеление «об изготовлении в мастерских Петербургской Академии художеств бронзовых 20 бюстов» по недавно произведенным слепкам с античных оригиналов. Набор сюжетов был достаточно характерным для того времени. Это изображение главных богов греко-римского пантеона, портреты греческих философов и писателей, знаменитых полководцев древности и, наконец, наиболее достойных римских императоров. Поскольку Павел I чрезвычайно следил за своими начинаниями, то для этой работы были привлечены все мастера литейного и чеканного дела, работавшие при Академии художеств, как уже имевшие большой опыт работы по заказам Екатерины II, так и наиболее талантливые в этом искусстве ученики. Наряду с Пьером Ажи и Эдмом Гастеклу, здесь были их русские ученики - Василий Екимов, Иван Баженов и Никита Бирюков. За каждым из них были закреплены определенные персонажи и назначены расценки. После выполнения работы по отливке бронзовых бюстов Павел I издал 17 июня 1799 года указ об оплате выполненных работ.

Изображения богов и знаменитых людей древности были установлены в предназначенных для них нишах в дворцовых колоннадах. Так была осуществлена первоначальная идея оформления главного фасада дворца, открывавшегося при подъезде к нему. Но за 200-летнюю историю Павловска она пережила целый ряд потрясений.

К середине XIX века при великом князе Константине Николаевиче на месте бронзовых копий с антиков появились мраморные бюсты итальянской работы начала XVIII века, примерно такой же тематики: философы, полководцы, аллегории. Бронзовые же бюсты перекочевали к Галерее Гонзаги, над которой еще при императрице Марии Федоровне была построена по проекту К. Росси Большая дворцовая библиотека. Мраморные бюсты в колоннадах и бронзы у Галереи Гонзаги впоследствии подробно были описаны в музейных инвентарях 1920 и 1938 годов. Что касается бронзовых бюстов, то в 1941 году они были захоронены на площадке против библиотеки, о чем свидетельствует сохранившийся план захоронений. После войны найдено только 4 подлинных бюста XVIII века, остальные были похищены в годы фашистской оккупации. Мраморные бюсты начала XVIII века, которые стояли на галереях, сохранились, но требовали реставрации. И при послевоенном восстановлении дворца, в нишах на колоннадах были размещены мраморные бюсты работы итальянских мастеров XVIII века, ранее входившие в убранство исторических интерьеров дворца в Гатчине, как более соответствующие тематике. Таким дворец заполнило несколько поколений посетителей, таким он остался на фотографиях в альбомах и на открытках XX века.

Сейчас наша основная задача состоит в сохранении культурно-исторического наследия, Павловский дворец и парк – один из уникальных памятников культуры и истории не только национального, но и мирового наследия. В последние годы в музее-заповеднике идет работа по осуществлению долгосрочной программы «Возвращение в Павловск», и в 2014 году был поставлен вопрос для обсуждения на Ученом совете музея о первоначальном виде дворцовых галерей. Вопрос о первоначальном убранстве галерей был решен в строгом соответствии с имевшимися архивными документами. Постановили, что галереи должны иметь тот облик как при императоре Павле I. Таким образом в ниши надо поставить бронзовые бюсты, из которых четыре сохранившихся подлинные, остальные же воссоздать заново согласно старому музейному инвентарю. Среди слепков с античных произведений, хранящихся в музее Академии художеств, удалось подобрать 16 тематически близких к первоначальным. По ним были изготовлены гальванопластические копии, которые и установлены в настоящее время, вместе с подлинными, на изогнутых колоннадах Павловского дворца, обрамляющих парадный вход во дворец.

Так перевернута еще одна страница реставрационной летописи Государственного музея-заповедника «Павловск», которая возвращает знаменитому дворцово-парковому ансамблю истинный дух классического XVIII века.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017