Быть может Вы ищете:

О пользе чесночного сока и реставрации живописи на металлических основах

Картина австрийского живописца I половины XVIII века Франца де Паула Ферга «Сельский праздник» (медь, масло; 28,2 х 37,5 см) вместе с парной композицией «Сельская ярмарка» изначально входили в убранство Картинной галереи Павловского дворца. Оба произведения происходят из исторической коллекции и поступили в Павловск до 1806 года. В довоенных инвентарных книгах зафиксировано плохое состояние сохранности этих написанных на медной основе картин, упоминаются осыпи красочного слоя и грунта. «Сельская ярмарка» не была эвакуирована и пропала в годы Великой Отечественной войны. «Сельский праздник» после эвакуации прошел реставрацию в 1957 году и вернулся в восстановленную Картинную галерею.

Спустя почти полвека состояние сохранности произведения значительно ухудшилось. Наблюдались многочисленные мелкие разрывы красочного слоя, частично перекрытые изменившимися в цвете и тоне старыми реставрационными записями. В левой части изображения обращал на себя внимание обширный участок подобного побелевшего восполнения. Вся картина была покрыта мелкосетчатым кракелюром частично с участками шелушений и отслоений красочного слоя от основы с острыми приподнятыми краями. Лаковая пленка пожелтела и интенсивно помутнела, со следами загрязнений.

Более полугода шла реставрация этого небольшого произведения. Реставратор живописи ГМЗ «Павловск» Цветкова Е.В. использовала методику укрепления красочного слоя и грунта на металлических основах с использованием модифицированного чесночного сока. Методика разработана и опробована в 2015 году в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа реставратором Коробовым В.А. и технологом Новиковой О.Г. Эмульсию из чеснока и других компонентов необходимо тщательно перемешивать перед каждым применением, так как она быстро расслаивается. Состав годен к употреблению только в течение одного рабочего дня! Таким образом, было проведено укрепление красочного слоя и грунта по всей поверхности картины. В места утрат красочного слоя подведен специальный реставрационный грунт, который был выбран на основании удовлетворительной адгезии к медной основе, тонкой дисперсии, позволяющей восполнять утраты грунта тонким слоем, и из-за отсутствия воды в его составе. Проведена регенерация лакового покрытия по всей поверхности парами спирта, в результате лак восстановился на всю глубину.

Затем были удалены записи, искажающие авторский колорит и изображение, изменившиеся в тоне и цвете и лежащие грубым плотным слоем на большей поверхности нижней части картины (в основном на изображении групп людей и земли), а также на изображении неба по обширным участкам мелких разрывов, повреждений и потертостей красочного слоя. После покрытия всей поверхности слоем реставрационного лака было проведено восполнение в границах утрат. Тонировки выполнялись послойно предварительно «отжатыми» через фильтровальную бумагу масляными красками. Они выполнены светлее и холоднее колорита авторской живописи с учетом пожелтения и потемнения свежей масляной краски.

Благодаря методике коллег из Государственного Эрмитажа и усердной работе реставратора Цветковой Екатерины Валерьевны картина «Сельский праздник» приобрела экспозиционный вид. Были выявлены мелкие детали, которые скрывались под старыми реставрационными записями, краски стали ярче и свежее. После реставрации рамы к картине посетители смогут увидеть «Сельский праздник» на своем историческом месте в Картинной галерее Павловского дворца.

Никифорова А.Б. – ст.научный сотрудник, хранитель фонда живописи ГМЗ «Павловск».


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024