Быть может Вы ищете:

Реставрация портрета великого князя Михаила Павловича кисти Джорджа Доу

К Дню реставратора

Портрет великого князя Михаила Павловича (1798-1848) - младшего сына и единственного порфирородного ребенка императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, а также владельца Павловска с 1828 по 1848 год - был написан знаменитым английским живописцем Джорджем Доу в 1823 году.

Портрет поступил в Павловский дворец-музей из Артиллерийского музея в руинированном состоянии. В местах повреждений холста, утрат красочного слоя и грунта и угроз осыпей красочного слоя были поставлены профилактические заклейки. В 2013 году картина была передана на кафедру реставрации станковой живописи института имени И.Е. Репина (Академию художеств) в качестве дипломной работы студентки Екатерины Мартьяновой. С конца 1980-х годов Павловск и Академию связывают тесные профессиональные связи. Студенты старших курсов под руководством опытных преподавателей возвращают к жизни произведения станковой живописи из коллекции музея.

Сложная реставрация состояла из технической и художественной части. В первую очередь, было необходимо снять старые профилактические заклейки и укрепить места отслоений с помощью водного раствора осетрового клея с медом. Затем была устранена деформация основы, тыльная сторона очищена от загрязнений сухим способом, подведены реставрационные кромки и заделаны прорывы основы. После восстановления авторского лака были удалены старые записи. Перед финальным покрытием картины слоем реставрационного лака были восполнены утраты красочного слоя.

Реставрация портрета сопровождалась сложным технико-технологическим исследованием. Благодаря этому было обнаружено, что ряд элементов костюма (эполеты, аксельбант, ордена и медали на нагруднике мундира) были дописаны поверх авторского изображения, а бакенбарды выполнены тонкими лессировками между двумя лаковыми слоями. На совместном заседании реставрационного совета ГМЗ «Павловск» и Академии художеств было принято решение сохранить эти поздние детали, имеющие историческое значение. Поэтому дальнейшее утончение лаковой пленки велось вручную под микроскопом с обходом границ этих участков и плавным переходом от утонченного слоя лака к более толстому.

Все награды, изображенные на нагруднике мундира Михаила Павловича, были получены великим князем с 1828 по 1831 годы. Среди них мы видим знак отличия «За 15 лет воинской службы», а также медаль за штурм Варшавы. Кроме того, за польскую компанию Михаил Павлович был удостоен звания генерал-адъютанта, и с тех пор при любой форме носил аксельбант, а на эполетах вензель императора. Действительно, на изображении золотых эполет исследуемого портрета был дописан серебряный вензель «Н I» под короной. Мода на бакенбарды также относится ко времени правления молодого Николая I. До внесенных изменений картина представляла собой портретный тип Михаила Павловича до Русско-турецкой войны 1828 года. В этот период великого князя изображали без бакенбард и с набором наград, присвоенных ему при рождении. Этот тип неоднократно повторялся Джорджем Доу, подобные портреты находятся в собрании Государственного Русского музея и ГМЗ «Павловск». О том, что наш портрет был написан Доу до 1826 года, свидетельствует наличие его в мастерской художника в Зимнем дворце. Этот интерьер был зафиксирован русским художником Мартыновым А.Е. в 1826 году. Среди множества картин, заполнивших все пространство зала, хорошо знакомый нам портрет стоит в первом ряду и легко узнается по жесту рук, сложенных на груди, и темной массе мундира.

Остается открытым вопрос: кто был автором дополнений 1831 года? Английский портретист Джордж Доу (1781-1829) приехал в Россию по приглашению императора Александра I и проработал здесь около 10 лет. Вместе со своими помощниками Поляковым А.В. и Голике В.-А. мастер создал более 300 портретов героев Отечественной войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. В 1828 году Доу получил звание придворного живописца и вскоре покинул Петербург. В феврале 1829 года он вернулся в Россию, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича и закончить несколько портретов для Военной галереи. Но резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 года. Скорее всего, написанный в 1823 году Доу портрет великого князя Михаила Павловича был в 1831 году дополнен рядом важных исторических деталей в мастерской мастера, где его помощники еще несколько лет завершали работу над большим заказом императора.

Благодаря вдумчивой и кропотливой работе студентки кафедры реставрации станковой живописи института имени И.Е. Репина Екатерины Мартьяновой в Павловск вернулся отреставрированный портрет одного из его владельцев - великого князя Михаила Павловича. Кроме того, музейным сотрудникам стали известны интересные технологические особенности этого произведения, которые были дополнены важными историческими фактами. Государственный музей-заповедник «Павловск» выражает искреннюю благодарность педагогическому коллективу кафедры реставрации станковой живописи Академии художеств, который на протяжении многих лет готовит профессиональных реставраторов - наших будущих коллег.

Старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи А.Б. Никифорова.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024