Выставка «Между Дрезденом и Петербургом. Художники братья-близнецы фон Кюгельхен»

23 октября в Кадриоргском художественном музее (Таллинн, Эстония) открылась выставка «Между Дрезденом и Петербургом. Художники братья-близнецы фон Кюгельхен». Государственный музей-заповедник «Павловск» принимает участие в этом международном проекте наряду с Государственным Эрмитажем, музеями Дрездена, Риги и Тарту.

Творчество братьев-художников Кюгельхенов: портретиста Герарда Франца (1772-1820) и пейзажиста Карла Фердинанда (1772-1832) было тесно связано с Германией, Прибалтийскими землями и Россией. Время расцвета их творчества при русском дворе выпало на годы правления владельцев Павловска императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, а затем и молодого государя Александра I.

Павловский дворец-музей обладает уникальной коллекцией живописных произведений братьев Кюгельхенов. Особенно полно представлено творчество Герарда Кюгельхена, посвятившего себя жанру портрета. Стены Общего кабинета – своеобразного семейного альбома первых владельцев Павловска – до сих пор украшают знаменитые «Портрет Павла I с семейством» и «Портрет Марии Федоровны в трауре», а в экспозиции Музея костюма можно увидеть «Портрет императора Павла I». Не менее известны и выразительные парные пейзажи кисти Карла Кюгельхена: «Вид в Павловске», на котором изображен Большой Павловский дворец, и «Вид Храма Дружбы в Павловске». Оба пейзажа являются своеобразной визитной карточкой любимой летней резиденции Марии Федоровны и экспонировались на многих зарубежных и отечественных выставках, посвященных архитектурному ансамблю и коллекциям Павловска.

На протяжении XIX и XX веков интересная судьба и творческое наследие Герарда и Карла Кюгельхенов привлекали к себе внимание исследователей и широкой публики: были написаны биографии и организованы выставки, их произведения представлены в крупных европейских музеях и частных собраниях. Особенно тщательно изучено творчество Герарда Кюгельхена и, прежде всего, благодаря монографии немецкой исследовательницы Доротеи фон Хеллерманн. Художественное наследие брата-пейзажиста Карла Кюгельхена, к сожалению, освещено в гораздо меньшей степени. Тем более важно, что благодаря участию в эстонском проекте Павловск впервые представил неизвестные широкой публике произведения Карла Кюгельхена. А именно, два «аркадских» пейзажа, относящихся к первым годам пребывания мастера в России, которые прошли сложную комплексную реставрацию в мастерской художника-реставратора ГМЗ «Павловск» Цветковой Е.В., и уникальный пейзаж «Алупка. Крымская деревня» 1806 года – возможно единственный сохранившийся в музейных коллекциях крупноформатный живописный вид Крыма, созданный этим художником.

Творчество братьев Кюгельхенов представляет собой интересный пример россики начала XIX века в ведущих жанрах живописи: портрете и пейзаже. С присущей им «немецкой» любовью к точности и детализированности изображаемого с одной стороны, и тонкому романтизму с другой стороны, эти художники создали особый живописный мир: Герард Кюгельхен в портретах своих современников, а Карл Кюгельхен в лирических пейзажах Павловска, Ревеля (Таллинна), Финляндии и Крыма.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017