Быть может Вы ищете:

Портрет великой княгини Марии Федоровны

автор – И.Б.Лампи (1751-1830). 1795 год.
холст, масло; 258 х 173 см; ГМЗ «Павловск»

Знаменитый портрет великой княгини Марии Федоровны был создан австрийским художником Иоганном Лампи в 1795 году специально для Павловска. По окончании работы он был сразу же размещен на стене Парадной библиотеки Северной анфилады, о чем свидетельствует составленное в том же году Марией Федоровной описание дворца. Все последующие описи и каталоги художественных коллекций музея вплоть до сегодняшнего дня фиксируют портрет на этом месте.

Поскольку портрет задуман парадным, то в его замысле заключена определенная программа. Автор изображает великую княгиню в трех ипостасях: любящая невестка, жена и мать; покровительница искусств и царственная хозяйка Павловска. О первой нам говорит семейное «окружение» Марии Федоровны: медальон на груди великой княгини с изображением императрицы Екатерины II в образе Минервы; бюст любимого супруга, расположенный на столе слева, а также рисунок с профилями восьми детей, закрепленный на пюпитре. При работе над портретом Лампи использовал авторский рисунок самой великой княгини: в 1790 году Мария Федоровна выполнила два рисунка на молочном стекле с профилями шести детей, их можно увидеть на стенах Общего кабинета Павловского дворца.

Изображение великой княгини в образе покровительницы искусств было продиктовано увлечениями самой Марии Федоровны. Она была искусной художницей: умела рисовать на молочном стекле, резать камеи, занималась медальерным делом и участвовала в создании изысканных предметов декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность Марии Федоровны была по достоинству оценена современниками: в 1820 году Берлинская Академия художеств преподнесла ей диплом почетного члена, а чуть позже ее имя было занесено в известный биографический словарь художников Г.К. Наглера. На портрете Мария Федоровна окружена атрибутами искусств: в руках она держит свинцовый карандаш и пюпитр с собственным рисунком, медальон украшен камеей ее работы, на столе, помимо бюста Павла Петровича, мы видим книги и свитки, а у ее ног Лампи изобразил лиру.

Павловск занимал особое место в жизни Марии Федоровны, она наравне с великими архитекторами и декораторами по праву считается одним из создателей этого гармоничного ансамбля. На портрете о любимой резиденции великой княгини напоминает идиллический пейзажный фон с классическим павильоном на заднем плане.

На подножье стола, справа от лиры – подпись автора: «I. Lampi pinxit 1795». Мастер парадного портрета Иоганн Баптист Лампи Старший в 1792 году приехал в Петербург, где прожил пять лет. Марию Федоровну писал уже признанный мастер. В 1780-1790-е годы им были созданы портреты австрийского императора Иосифа II и польского короля Станислава Августа Понятовского. Работая при русском дворе, Лампи стал автором нескольких выдающихся произведений живописи, ему позировали Екатерина II, великие князья Александр Павлович и Константин Павлович, Г.А. Потемкин-Таврический, А.А. Безбородко, Н.Б. Юсупов. Австрийский мастер поддержал развитие отечественной живописной школы, он стал учителем В.Л. Боровиковского и повлиял на творчество Д.Г. Левицкого. Однако нельзя не отметить, что среди знаменитой портретной галереи, созданной Лампи во время его пребывания в России, пожалуй, самым гармоничным и утонченным произведением остается павловский портрет великой княгини Марии Федоровны. Не только современники великой княгини считали этот портрет одним из лучших ее живописных изображений, но и потомки относили его к самым удачным воплощениям поздней екатерининской эпохи в изобразительном искусстве. Доказательством этой высокой оценки может служить участие портрета Лампи в таких знаменитых выставках II половины XIX – начала XX веков, как «Выставка портретов исторических лиц» 1870 года, «Выставка 150 лет русской портретной живописи» 1902 года и знаменитая «Таврическая выставка» 1905 года.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024