Быть может Вы ищете:

Мраморный бюст императрицы

О том, как мраморный бюст первой хозяйки Павловска стал прообразом памятника императрице в Павловском парке рассказывает научный сотрудник Павловска – Ольга Баженова.

В Павловске при жизни императрицы Марии Федоровны находился всего один ее скульптурный портрет: вдовствующая императрица изображена с диадемой и дубовым венком на голове. С тыльной стороны бюста на обрезе плеча на латинском языке вырезаны ее имя, титул и дата: MARIA RUSSORUM IMPERATRIX SEMPER AUGUSTA АЕT ANN MDCCCVI, – что означает «Августейшая русская императрица Мария при жизни в 1806 году». Чуть ниже подпись – PENNA F. Сегодня этот бюст находится в Танцевальном зале на первом этаже дворца.

Лишь недавно удалось установить, что это работа итальянского мраморщика Сальватора Пенна, работавшего в Москве с конца XVIII века до 1827 года. Моделью для Пенна послужил гипсовый отлив бюста императрицы Марии Федоровны, выполненного французским скульптором Луи-Мари Гишаром (1760 – 1832). Он работал в Петербурге в начале XIX века. Мраморный подписной бюст Гишара с датой «1806» хранится в Государственном Русском музее.

Стоит отметить, что портрет императрицы Марии Федоровны – единственное подписное произведение С. Пенна, выявленное на сегодня, хотя опись его мастерской, составленная в 1812 году, свидетельствует о его масштабной деятельности в Москве. Очевидно, большая часть изделий не была подписана мастером, а бюст императрицы был очень важным и почетным заказом для скульптора.

Можно предположить, что заказ на эту работу Пенна получил от великой княгини Екатерины Павловны, дочери Марии Федоровны, или от ее супруга, принца Георга Ольденбургского. Известно, что после их бракосочетания в 1809 году, супруг Екатерины Павловны был назначен тверским генерал-губернатором, и супружеская чета поселилась в Путевом дворце в Твери, недалеко от Москвы. Косвенно в пользу этой версии говорит и тот факт, что бюст впервые упоминается в Павловске в «Описи флигелю при Главном доме на половине Ея Высочества Великой Княгини Екатерины Павловны», датированной июнем 1810 года.

Через 100 лет после своего появления в Павловске именно этот мраморный бюст стал главной моделью при создании памятника императрице Марии Федоровне для Павловского парка. Сбор средств на этот памятник был начат по инициативе горожан и дачников Павловска еще в 1896 году. Первоначально предполагалось, что памятник будет выполнен скульптором А.М. Опекушиным (1838 – 1923), для чего ему были предоставлены «12 фотографических снимков с портретов и бюста Императрицы Марии Федоровны, находящихся в Павловском дворце». Однако смерть главного инициатора этого проекта статского секретаря К.К. Грота (1815 – 1897) приостановила эту работу.

Вопрос о памятнике Марии Федоровне вновь был поднят в 1910 году. В этот раз решили обратиться к скульптору В.А. Беклемишеву (1861 – 1920). Он согласился и попросил в качестве модели выдать из Павловского дворца мраморный бюст императрицы. Просьба скульптора была удовлетворена, и скульптуру доставили в его мастерскую в Петербурге. Об этом факте свидетельствует записка, вложенная в последнюю предреволюционную опись Павловского дворца 1908 года: «Вас. Островъ / Окадемия наук/ въ Мастерскую Гн Беклемешеву Бюст Марии Федоровны с кабинета или с библиотеки Па Пер-1го». Записка не датирована, но произошло это в период между 1911 – 1913 гг., когда Беклемишев активно работал над памятником.

Скульптор изобразил основательницу Павловска сидящей на скамейке; ее голова слегка развернута вправо. Несколько изменив черты лица императрицы, Беклемишев заимствовал от бюста Пенна и форму овала лица с треугольным подбородком, и форму прически, и диадему с дубовым венком на голове. Можно с уверенностью утверждать, что бюст Марии Федоровны, выполненный скульптором Сальватором Пенна в первом десятилетии XIX века, стал главным прототипом для В.А. Беклемишева при создании памятника императрице уже в начале XX столетия.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024