Быть может Вы ищете:

Урны судьбы

Научный сотрудник музея-заповедника Ольга Баженова рассказывает о двух «Урнах судьбы», которые поочередно украшали Семейную рощу, заложенную первыми владельцами Павловска.

Среди предметов, привезенных графами Северными из путешествия по Европе 1781-1782 годов, была большая ваза белого мрамора в форме кратера – копия знаменитой античной вазы из собрания Медичи с рельефным изображением сцены из Троянской войны. Ваза была куплена великой княгиней Марией Федоровной в Риме 4 марта 1782 года в магазине антиквара Людовико Мирри. Одновременно с вазой графы Северные приобрели круглый мраморный пьедестал, украшенный рельефом букраний (орнамента с изображением головы быка) и дубовых гирлянд. Прототип пьедестала также восходит к античности.

До того, как античная «Ваза Медичи» была перевезена в 1780 году во Флоренцию, она украшала сады виллы Медичи в Риме, где впервые зафиксирована в 1598 году. Реплику «Вазы Медичи» в Павловске также сперва установили в парке – на небольшом острове на излучине реки Славянки, вскоре ликвидированном при дальнейших ландшафтных работах. На плане же 1793 года силуэт «Вазы Медичи» с круглым пьедесталом уже хорошо виден в центре Семейной рощи, запечатленной на одной из декоративных вставок плана. Именно за этой вазой закрепилось название «Урна судьбы». В то время считалось, что ее рельеф изображает обреченную на смерть Ифигению, дочь микенского царя Агамемнона, которую должны были принести в жертву богине Артемиде во искупление проступка отца. В настоящее время доказано, что фигура Артемиды появись на вазе в результате реставрации, а представленный рельеф трактуется как изображение греческих воинов, слушающих прорицание дельфийского оракула перед отплытием в Трою. Впрочем, это отнюдь не противоречит названию «Урна судьбы», которое получила в России реплика знаменитой вазы.

Около 1816 года, очевидно по решению императрицы Марии Федоровны, ваза белого мрамора вместе с пьедесталом была перенесена во дворец, а на ее месте появилась ваза из зеленой с палевыми вкраплениями яшмы. Ее также стали называть «Урной судьбы». Новая ваза была цилиндрической формы, декорирована ложками в нижней части, со съемной фигурной крышкой. На квадратном плинте ножки – надпись: КОЛЫВАНСКИХЪ ЗАВОДОВЪ / 1787 ГОДА.

Ваза входила в число первых изделий, изготовленных на Колыванской шлифовальной фабрике, основанной на Алтае в 1786 году. Выполнена она была из «устьянской испещренной яшмы», месторождение которой было открыто летом 1786 году поисковой партией В.Б. Чулкова на реке Алее возле селения Устьянка, неподалеку от места, где первоначально действовала фабрика. По всей видимости, месторождение это оказалось совсем маленьким, и его очень быстро выбрали. Только этим фактом можно объяснить, что эта ваза стала единственным изделием Колыванской фабрики, изготовленным из этого вида яшмы, бесспорно привлекательного по своим декоративным свойствам.

Зимой 1787-1788 года первые изделия Колыванской фабрики были доставлены в Петербург и представлены Екатерине II, после чего «Ея Императорское Величество Высочайше повелеть соизволила привезенные из Колыванских заводов одну большую яшмовую и две из кофейного порфира вазы препроводить в Царское Село и поставить в Утренней зале, или Гроте».

Вскоре после вступления на престол Павел I отдал распоряжение, чтобы по требованию архитектора В. Бренны «отпускать из Царскосельского дворца статуи, бюсты, колонны и прочие такого рода мраморные, или другие каменные и бронзовые вещи, куда они потребны окажутся». Так из Царского Села в Павловск попала ваза из «устьянской испещренной яшмы», которая около 1816 года и была установлена в Семейной роще.

При музеефикации дворца в 1920 году, когда по политическим причинам нужно было ликвидировать напоминание о связи Семейной рощи с династией Романовых, «Урну судьбы» использовали для украшения Братской могилы в конце Тройной липовой аллеи. Однако в начале 1921 года она была сброшена с пьедестала и разбита: были утрачены верхняя часть тулова, часть ножки и часть квадратного плинта с надписью. В поврежденном виде ваза хранилась в фондах дворца. Только в 2009 году она была реставрирована специалистами ООО «РМ «Наследие». Недостающие детали и фрагменты восполнены из ревневской яшмы – еще одного вида алтайской яшмы, цветовая гамма которой наиболее близка к «устьянской». Сейчас вторая «Урна судьбы» временно находится на Галерее Гонзаго и ждет своего возвращения на прежнее место в Семейную рощу. Первая «Урна судьбы» – реплика «Вазы Медичи» – вместе с пьедесталом также сохранилась и экспонируется в Темной буфетной во дворце.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024