Быть может Вы ищете:

К 45-летию создания выставки «Русский жилой интерьер кон. XVIII – нач. XIX века»

На фотографиях:
Гостиная в стиле Мадам Помпадур

К.П. Белавская и А.М. Кучумов на монтаже выставки Русский жилой интерьер
Портретная

Выставка располагается на третьем этаже Павловского дворца.

Во времена императора Павла I и императрицы Марии Федоровны помещения третьего этажа использовались как детские и комнаты для прислуги.

Перед революцией, там находилась квартира последнего владельца дворца, князя императорской крови, Иоанна Константиновича Романова.

После революции пригородные дворцы становятся историко-бытовыми музеями.

В 1920-х годах на третьем этаже была устроена временная выставка фарфора и стекла, позднее там размещались музейные фонды.

После Великой Отечественной войны восстановленные комнаты третьего этажа стали использовать как выставочные.

В 1959 году по замыслу главного хранителя дворца А.М. Кучумова была создана выставка из фондов музея «Русский костюм и портрет ХVII – н. ХХ века», которая просуществовала почти 15 лет. По музейной инструкции ткани не могут экспонироваться столь долгий срок. Выставку пришлось разобрать.

В начале 1970-х годов А.М. Кучумовым была задумана новая экспозиция «Русский жилой интерьер ХIХ века». Выставка была подготовлена в 1974 году сотрудниками научного отдела под руководством А.М. Кучумова, при активном участии заместителя директора по научной работе Валерии Афанасьевны Беланиной, старшего научного сотрудника К.П. Белавской, при директоре тогда еще здравствовавшей Анне Ивановне Зеленовой.  Торжественное открытие экспозиции состоялось в 1974 году.  

Впервые в музейной практике была сделана попытка зрительно представить характер комнатного убранства в богатом дворянском доме или городском особняке на протяжении ХIХ века. Искусство жилого интерьера – самое недолговечное. Его художественные образы создаются, разрушаются и перестраиваются с каждой сменой поколения, изменением условий жизни, сменой художественных вкусов. Выставка дает возможность проследить эволюцию стилей от эпохи классицизма до модерна во всех областях искусства и служит своеобразной энциклопедией русского интерьера. 

При создании выставки не ставилась задача абсолютно точной реконструкции каких-либо интерьеров исторического или мемориального характера.

«Интерьеры» в залах выставки созданы на основе глубокого изучения иконографии – картин, рисунков, фотографий, а также литературных и документальных источников. На основе этих материалов воссозданы наиболее характерные для каждого исторического периода ансамбли комнатного убранства, с включением подлинных предметов обстановки, произведений изобразительного и прикладного искусства. Экспозиция построена по хронологическому принципу и дает возможность видеть характер убранства как усадебных, так и городских домов ХIХ века.

Первая комната анфилады воссоздает обстановку небольшой Приемной барского усадебного дома самого конца ХVIII – начала ХIХ века, обставленную мебелью красного дерева строгих форм, характерную для раннего классицизма.

Следующие интерьеры дают представление об убранстве комнат в стиле ампир, который просуществовал в России почти до середины ХIХ века.  

В середине ХIХ века наступило время разностильности в убранстве интерьеров. Это художественное направление в искусстве получило название историзм. Гостиная в «псевдоготическом стиле», Будуар «во вкусе Помпадур», Спальня молодой девушки, Туалетная комната, Столовая в «неорусском» стиле дают яркое представление об этом периоде.

В 1870 – 80-е гг. на смену отдельному дому-особняку приходят многокомнатные квартиры в доходных домах. Последняя комната «Гостиная» дает представление о характере убранства типичного для «зажиточной городской квартиры» начала ХХ столетия в стиле модерн.  

Воплощению этого масштабного проекта помогло знание А.М. Кучумовым фондов таких крупных музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, пригородных дворцов-музеев.

Первоначально, в экспозиции были использованы предметы, предоставленные на временное хранение этими музеями, так как экспонатов стилистически характерных для середины и второй половины ХIХ - начала ХХ веков в коллекции Павловского дворца практически не сохранилось. По мере окончания сроков временного хранения, многие вещи возвращались на свои исторические места, и им на замену необходимо было приобретать новые произведения мебели, бронзы, разнообразные бытовые предметы, характерные для обстановки того или иного интерьера.

Собирательская работа научного отдела ПДМ оживилась в конце 1960-х – начале 1970-х годов, когда у государства появилась возможность целенаправленно выделять средства на приобретение предметов декоративно-прикладного искусства музейного значения для ленинградских музеев.

Распродажи 1928-1934 годов, потери во время Великой Отечественной войны, оживление антикварной торговли и вывоз за границу предметов декоративно-прикладного искусства в послевоенные годы, нанесли большой урон художественным музеям Ленинграда.

В Павловском дворце была своя причина, послужившая толчком к активизации собирательской работы – это задуманная А.М. Кучумовым выставка «Русский жилой интерьер конца XVIII – начала XX века».

Благодаря новым приобретениям, Павловский дворец может гордиться такими произведениями как: три небольших стола наборного дерева, подписными работами выдающегося французского мастера Луи Мажареля, вазами цветного многослойного стекла Эмиля Галле, великолепным шкафом наборного дерева этой же мастерской, произведениями датских фарфористов, бронзовым комплектом (часы и два подсвечника) парижского мастера Барбидьена, мебельными гарнитурами в «готическом» стиле и в стиле «модерн» - петербургской фабрики Мельцера. Многие из перечисленных вещей сейчас украшают выставку.

Хочется вспомнить с благодарностью учениц А.М. Кучумова – хранителя фарфора Элеонору Дорофеевну Нестерову, хранителя мебели Александру Васильевну Алексееву и хранителя бронзы Альбину Алексеевну Васильеву, которые принимали активное участие в собирательской работе.

Каждая находка – это целая история, требующая отдельного рассказа!

Завершающим этапом в создании выставки можно считать доставку большой партии ампирной мебели из карельской березы и красного дерева из киностудии «Мосфильм».

Переговорами о безвозмездной передаче мебели в Павловский дворец занималась Валерия Афанасьевна Беланина, она же осуществляла доставку мебельных гарнитуров на грузовике из Москвы.

Еще в 1970-е гг. А.М. Кучумовым был задуман интерьер в «русском стиле». У частных лиц купили гарнитур мебели, состоящий из буфета, стола и стульев. К сожалению, для обстановки интерьера предметов не хватило. И только в 2000-е годы, благодаря усилиям А.Н. Гузанова, нынешнего главного хранителя, ученика А.М. Кучумова, стало возможным осуществить этот замысел. Путем длительных переговоров, из гостиницы «Астория» были получены две дубовые тумбы-подставки, картина художника Н.П. Загорского «Девочка в крестьянском костюме у колыбели», а также куплены в антикварных магазинах мелкие предметы: икона, настенный шкафик, столик самоварный, которые восполнили лакуны.

Большой удачей музея следует считать приобретение в 2014 году гарнитура мебели в стиле второго рококо из дворца в Штутгарте королевы Вюртембергской Ольги Николаевны дочери императора Николая I. Гарнитур, который ранее экспонировался в Будуаре «в стиле Помпадур» из коллекции Ораниенбаума, находился в Павловске на временном хранении. Его пришлось вернуть. Новый гарнитур после реставрации очень удачно вписался в стилистику интерьера.  

Выставка существует 45 лет, стала эталонной, сыграла важную роль в восприятии искусства интерьера второй половины ХIХ - начала ХХ века, считается историческим этапом в экспозиционной работе города и служит примером для других музеев.

Вдохновленные выставкой в Павловске, аналогичную тему использовали сотрудники Государственного Эрмитажа. Там прошла выставка «Искусство модерна», а затем была устроена постоянная экспозиция «Русский жилой интерьер конца XVIII – начала XIX века».

Экспозиция в Павловском дворце стала бесценным пособием для художников театра и кино, студентов художественных вузов, не потеряла своей актуальности и сейчас, по-прежнему, вызывает большой интерес у любителей искусства.

Более того, совсем недавно, коллекционер русской мебели и портретной миниатюры, издатель альбомов о русских архитекторах и владелец антикварной галереи «Три века» в Москве Андрей Руденцов рассказал на сайте art-and-houses.ru о планах создания музея мебели: «Второй год мы с коллегами-коллекционерами разрабатываем идею создания в Москве некой институции — музей это будет или галерея, не важно, — где мы могли бы показать не просто историю русской мебели, а историю развития русского интерьера.  Понятно, что мы не сможем показать все виды жилых комнат во всех периодах, но мы примерно повторим идею Кучумова в Павловске – покажем немного отдельных предметов петровского времени, для екатерининского мини-интерьеры попытаемся набросать, а начиная с Павла I уже проще, предметов много, и мы выстроим ретроспективу от Павла I до Николая II.».

 

Кузнецова Н.К. – хранитель музейных предметов.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024