Быть может Вы ищете:

Рождество в Павловске

Главный хранитель музея-заповедника «Павловск» Алексей Николаевич Гузанов рассказывает о том, как отмечали Рождество в Павловске его владельцы:

В предпраздничные дни невольно задумываешься, как отмечали Рождество и Новый Год владельцы Павловска, какие подарки они дарили и получали?

Для начала вспомним, что в России со времен Петра I началом нового года стали считать 1 января (до этого было 1 сентября). Рождество же как во всей Европе отмечали 25 декабря, но с поправкой на то, что Россия до февраля 1918 года жила по юлианскому календарю, а европейские страны – по григорианскому. Разница между календарями сейчас составляет 13 дней. Православная церковь переходить на новый календарь отказалась, поэтому церковные праздники по-прежнему отмечают по старому стилю. Таким образом и получилось, что в наши дни 7 января – это 25 декабря по юлианскому календарю.

В дореволюционной стране новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января считалась просто календарным рубежом между уходящим и наступающим годами, традиции провожать уходящий год и встречать наступающий еще не возникло. Начало нового года было обычным рабочим днем, который заканчивался специальным молебном. Праздником с взаимными подарками было Рождество. Именно к Рождеству украшалась елка, которую называли рождественской. Точно известно, что впервые при императорском дворе рождественская ель появилась в декабре 1817 года в Московском Кремле: праздник с елкой и подарками по немецкой традиции устроила Великая княгиня Александра Федоровна, немецкая принцесса по рождению, жена будущего императора Николая I.

С этого времени рождественская елка в царской семье становится прочной традицией, которая с 1840-х годов распространяется на всю страну. Ф.М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как уже всем привычный атрибут праздника. Интерес и мода подогревается вышедшей в русском переводе сказки Гофмана «Щелкун орехов» («Щелкунчик и Мышиный король») а затем и сказки Х. Андерсена. Публичные ёлки начали устраивать в учебных заведениях и общественных местах как зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний, театрах.

Константиновичи стали первыми, кто стал жить в Павловске постоянно и отмечать здесь Рождество. По желанию великого князя Константина Николаевича комнаты первого этажа павловского дворца были перестроены для нужд его семьи. Подробные сведения о праздниках и о жизни в Павловске в переписке и дневнике Великого князя Константина Константиновича. Так, в 1890-м году он оставил такую запись: «Рождество Христово. Дожили и до Рождества. Стоит порядочный мороз… Подарки разосланы. Я получил от Сергея (Великого князя Сергея Александровича) красивую чару из вороненого серебра с вделанным в дно крестовиком Петра I; также акварель Крамского – вид в Павловске. От жены английскую стеклянную чернильницу с серебр[яной] крышкой: она уже украшает мой письменный стол. Елка будет у нас, когда жена встанет. Новый год. Вторник 2 января 1891. Мне удалось заснуть в ночь на новый год так, что я не слыхал, когда било 12. На другое утро побывал у всех детей, т.е. в трех разных помещениях. Гаврилушку в первый раз спустили на пол, и он, покачиваясь, прошел несколько шагов… Был с Митей (брат Великий князь Дмитрий Константинович) в Павловске. Милая Мамуся устроила мне у себя в спальне елку, и подарила портсигар из сандального дерева, цепочку для часов из старого своего браслета, свой маленький портретик.»

Рождество 1891 года он проводит с семьей в Мраморном дворце: «Рождество. Встал вчера непозволительное поздно. Ходил с мальчиками к обедне в нашу дворцовую церковь…. После всенощной ездили в Павловск. Была елка у Мама в гостиной. Принесли и Папа (Великий князь Константин Николаевич был парализован). Было так грустно. От тети Мари Ганноверской приходят дурные вести: она опасно больна. Рождество Христово. Среда. Второй день праздника. Вчера ездили к обедне в Гатчину. Оттуда присылали сказать, чтобы быть в сюртуках. Императрица еще очень слаба после инфлюэнцы и в церковь не выходила. К завтраку никого посторонних кроме семьи не пригласили. – Когда вернулись, была у нас елка. Мне подарили шкуру белого медведя, стеклянные вазы, пейзаж Домбровского, рисунок пером Шишкина. – Ездил в 3-й батальон, в ротах которого Гартонг устроил елку. Потом он угостил нас в тамошней дежурной комнате ужином. Были все офицеры 3-го батальона. Он каждому, и мне тоже, подарил по безделушке. Четверг. 26 [декабря]. Третий день праздника. Вчера причащали деток. Поют у нас Преображенские полковые певчие и прелестно. Ходил в полковой карцер на Миллионной к осужденным и объявил им, что Государь их помиловал, что вместо каторги они будут отправлены в дисциплинарные батальоны.»

В 1911 году К.Р. был болен, но вот как описал Рождество в Павловском дворце: «… болезнь моя острая, а не хроническая. – 24-го (декабря) была елка у меня в кабинете (сейчас это Белая Столовая). Я продолжал лежать в кровати. Наши были у всенощной. Возвращаясь оттуда в 7-м часу, они в нижней ротонде (сейчас Гардероб) прославили Христа – пропели хором «Рождество Твое Христе Боже наш», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «Дева днесь». Георгий и Вера держали при этом шест, увенчанный звездой. Мне все это было только слышно, а не видно. – Я позвонил, и все вошли. Эти все были: жена, дяденька, всего 8 человек детей и Елена да Багратион. Большое разукрашенное дерево посреди комнаты сияло огнями. – Завтракал и обедал, сидя на диване, я пока в одиночестве.» Следующее Рождество 1912 года Константин Константинович с женой Елизаветой Маврикиевной проводит в Египте, где был для поправки здоровья. Вот как он описывает этот день: «День точно не в Египте: неприятный ветер, облачно, солнце показывалось лишь изредка. Были у обедни. К нам в гостиную принесли большую, выписанную из Тироля елку. В 4 [ч.] к нам пришли Софихен, Менд и Дараганы, и мы вместе принялись украшать елку. Когда все было готово и на ней зажгли свечи…. Когда мы остались одни, давали подарки нашей русской прислуге, а потом и друг другу с женой. Елку потушили. Обедали во фраках. Потом опять зажгли елку и давали подарки Софихен, Менду и Дараганам. Итак, канун Рождества прошел отрадно, и не было горького чувства одиночества. Мне жена подарила большой медный жбан с гравировкой здешней работы (cache-pot), курительницу, медную арабскую вазочку, акварельный вид Нила, цветные шелковые платки, здешний ковер, шитые наволочки для подушек, скатерти.» В записи 1913 года узнаем о подарке императора Николая II, вот что пишет Великий князь Константин Константинович: «Павловск, 24 декабря 1913 г. Но сегодня на елке я был обрадован прелестным подарком от Тебя и дорогой Аликс. Ваши чудные вазы уже украшают один из двух каминов моего кабинета. И вот я уже не мог молчать и взялся за перо, чтобы от души поблагодарить за милое, дорогое внимание.»

Во время праздничных торжеств у великих князей были и свои обязанности. Императорская семья покровительствовала богоугодным заведениям, и они обязаны были их посещать. Кроме того, царская семья на Рождество, как и на другие праздники делала подарки не только близким родственникам, но и охране, гвардии, прислуге – вплоть до истопников и дворников. Тогда рождественские праздники не носили характера общего народного гуляния, а были тихим, семейным торжеством. Няня детей императора Николая II англичанка Маргарет Эггер впервые присутствовала на русском Рождестве в 1900 году в Александровском дворце Царского Села. Она вспоминала, что во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица Александра Федоровна, которая также выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни была установлена отдельная елка. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей были разложены на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Кроме того, обычно елку украшали фруктами – яблоками, мандаринами и рождественскими конфетами, и медовыми пряниками. Различные сладости, засахаренные фрукты и ягоды символизировали дары волхвов, которые они поднесли Младенцу Христу в день его рождения. «плоды земные», означающие изобилие, плодородие, процветание. На ёлке зажигались свечки, укреплённые в специальных стаканчиках. Блеск звезды и свечей на ёлке символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождества.

* Открытки из собрания музея-заповедника «Павловск»:

Фотооткрытка. С новым годом! Начало ХХ века. Издание Всемирного Почтового Союза, Regel & Krug (R&K / L.). Лейпциг.

Открытка. Новогодняя открытка «Все увидитъ - утромъ встанетъ Дедъ Морозъ ужъ не обманетъ». Художник С. Веров. Начало ХХ века. Издательство «Гранберг». Стокгольм.

Открытка. Картина Г. Кондратенко «Павловск. Парк зимой». Начало ХХ века. Издание Общины Св. Евгении Красного Креста, Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг». Россия, Санкт-Петербург.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2021 Разработка сайта: a2lab.pro