Быть может Вы ищете:

Часы «Парис и Елена». Франция, XVIII век

В рамках рубрики «Шедевры Павловского Дворца» мы представляем вам каминные часы «Парис и Елена», один из прекраснейших образцов искусства эпохи классицизма, в котором сочетаются строгость и красота форм, мастерство исполнения, виртуозность обработки материала.

Коллекция Павловска насчитывает более 150 часов: напольные и настенные, настольные и каминные, есть часы с особыми функциями, например, астрономические и музыкальные. Большинство экспонатов - первоклассные произведения мастеров XVIII века, преимущественно французских.

В XVIII веке часы, хотя и выполняли свою основную функцию показывать время, воспринимались прежде всего как произведения искусства. Над их созданием трудились мастера различных специальностей: скульпторы-модельщики, литейщики и чеканщики по бронзе, резчики по камню, позолотчики, эмальеры и фарфористы и, конечно, часовщики. Часы изготавливались преимущественно из золоченой бронзы на основаниях из мрамора или цветного камня, реже использовался фарфор и дерево, циферблаты были, как правило, эмалированными. Во Франции было несколько знаменитых мастерских, где создавались часы, а их владельцы и управляющие были настоящими законодателями моды. Среди них – скульптор и бронзовщик конца XVIII - начала XIX века Пьер Филипп Томир, автор часов «Парис и Елена».

Большие каминные часы «Парис и Елена» - шедевр коллекции Павловского дворца - находятся в Греческом зале. Часы выполнены в мастерской П.-Ф. Томира в 1799 году и вскоре приобретены императором Павлом I для своей новой строящейся резиденции – Михайловского замка. По сохранившимся документам и счетам известно, что они были куплены 8 октября 1799 года у французского купца Гийома Кюло за 2700 рублей. Первоначально часы находились в личных апартаментах императрицы Марии Федоровны, но после смерти императора вместе с множеством других предметов искусства, украшавших замок, перевезены по воле императрицы в Павловский дворец. Документально известна дата появления часов в Павловске - 31 марта 1802 года. Сначала их разместили на консоли в Картинной галерее, а по завершении отделки дворца после пожара 1803 года - в Греческом зале, где они установлены на камине слева от двери в Итальянский зал.

Часовой механизм с белым эмалевым циферблатом помещен внутри невысокой тумбы кубической формы из золоченой бронзы. Пьедестал-подставка выполнен из очень редкого зеленого мрамора с белыми прожилками «Verde antiko» (зеленый античный). В настоящее время месторождения этого мрамора почти исчерпаны. Пьедестал украшен накладками из золоченой бронзы, которые, подобно книге, рассказывают нам античный миф о пастухе Парисе и прекрасной царице Спарты Елене. На золоченой пластине лицевой стороны пьедестала представлен рельеф «Суд Париса». На пиру богов богиня раздора Эрида подкинула золотое яблоко, на котором было начертано «Прекраснейшей». Три богини: Гера, супруга Зевса, Афина, богиня-воительница, и богиня любви Афродита заспорили, кому предназначалось яблоко. Судьей был выбран молодой пастух Парис, который выбрал Афродиту, обещавшую ему любовь прекрасной Елены, жены царя Менелая. На торцах – накладки с изображением атрибутов трех богинь, а посреди них помещено яблоко. На самом пьедестале видна надпись по-французски «A la plus belle» (прекраснейшей).

Центр всей композиции часов – скульптурное изображение свидания Париса и Елены, сидящих на тумбе. Справа от тумбы стоит незамеченный ими лукавый Амур, словно оберегая влюбленных.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro