Быть может Вы ищете:

Кентавры из Каррары

Научный сотрудник ГМЗ «Павловск» Ольга Константиновна Баженова рассказала о происхождении мраморных кентавров в Павловском парке.

Мраморные копии античных скульптур были выполнены в Италии, а не в России, как считалось до недавнего времени. К такому выводу О.К. Баженова пришла на основании архивных материалов. Своим открытием она поделилась с участниками XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля».

Первоначально, в конце 1790-х годов на каменном мосту около «новой мыльни» были установлены две пары гипсовых кентавров, выполненных в Петербургской Императорской Академии художеств по слепкам с античных статуй, которые находятся в Капитолийских музеях. Это две статуи из темно-серого мрамора молодого (безбородого) и старого (бородатого) кентавров, найденные в декабре 1736 года монсеньором Дж.А.Фуриетти при раскопках виллы Адриана в Тиволи.

Сырой петербургский климат губителен для гипсовых скульптур. Вскоре они потребовали реставрации, и Павловское городовое управление ежегодно направляло прошение в Академию художеств с просьбой починить кентавров или сделать новые отливки. Наконец, в 1805 году из Санкт-Петербурга от гофмаршала С.С.Ланского в Павловск были привезены мраморные статуи.

В довоенный и действующий инвентари музея кентавры внесены как русская работа конца XVIII  века. Но архивные документы свидетельствуют, что они были выполнены в Италии. Так, в Российском государственном историческом архиве в фонде графов Шереметевых были обнаружены четыре письма к итальянскому коммерсанту Г.Виацолли, где говорится о доставке в Петербург пяти статуй кентавров. Кроме того, найдены обращения Н.П.Шереметева к гофмаршалу С.С. Ланскому и министру коммерции Н.П. Румянцеву по поводу скорейшего таможенного оформления мраморных  «центавров» для императрицы Марии Федоровны, привезенных из Ливорно.

Маркировка на ящиках «F5», в которых прибыли кентавры, дает ответ на вопрос, кто выполнил эти скульптуры. По аналогии с другими, ранее расшифрованными знаками, исследователь считает, что цифра 5 обозначает количество скульптур, а литера F – первую букву фамилии скульптора. В 1804 году, когда в Карраре были выполнены кентавры, работал лишь один мастер, фамилия которого начиналась с буквы F – Бартоломео Францони. Он наряду с П.Трискорни и Ф.Лазарини считался одним из лучших каррарских скульпторов, создающих прекрасные реплики античных произведений искусства.

Кому же предназначался пятый кентавр? Ведь в Павловске их четыре. По всей видимости, граф Шереметев заказал пару кентавров для себя. Но, поскольку выполнение заказа шло медленно, распорядился доставить готовые скульптуры, не дожидаясь окончания последней. В ГМЗ «Останкино», бывшем имении Шереметевых, находятся два кентавра, которые числятся как русская работа первой половины XIX века. Волей случая в 2016 году останкинских и пару павловских кентавров реставрировала одна и та же фирма – «Наследие». Специалисты фирмы отметили разный уровень исполнения останкинских статуй. Молодой кентавр очень похож на своих «собратьев» из Павловска. По всей видимости, именно он и был пятым кентавром, доставленным в Петербург из Италии в 1805 году. Старый же кентавр мог быть выполнен русскими мастерами.

Павловские мраморные кентавры после реставрации установлены в павильоне Вольер. Так их сохраняют от пагубного влияния петербургской непогоды. Их место на каменном мосту, который также был отреставрирован, заняли копии, выполненные из композитных материалов.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro