Пиль-башня
Пиль-башня - один из самых оригинальных павильонов в парке.
Для романтического павильона-руины был выбран удаленный от дворца участок. Здесь заканчивался облагороженный участок парка и начинался таинственный мир дикой природы - темный лес Новой Сильвии.
Название башни происходит от английских старинных сторожевых башен, установленных на рубеже страны (характерный элемент ландшафта деревень Англии на границе с Шотландией - каменные сторожевые, так называемые Пиль-башни (pele towers), возведенные в XV веке. Цепочка таких башен была построена в долине реки Твида. Английское слово «пайл» (Pile) означает «столб». Такое же значение оно имеет и во французском).
Павильон представляет собой двухэтажную, круглую в плане башню с конусообразной крышей, крытой соломой. Он выложен из кирпича и гладко отштукатурен. Но все традиционные детали отделки - окна, наличники, пилястры и карнизы - ложные - все писаны красками.
Общий замысел принадлежит Пьетро Гонзаго. Проект подготовлен при участии Винченцо Бренна. Строительство Пиль-башни в 1795 году осуществили архитектор Шретер и каменных дел мастер П. Висконти. Роспись наружных стен в 1797 году - Пьетро Гонзаго. В 1807 году П. Гонзаго заново выполнил роспись, более яркую и в теплом колорите. Сохранилось несколько эскизов росписи. В 1807 году архитектор А. Воронихин наружную деревянную лестницу заменил на полукруглую каменную, а вместо мельницы через Славянку построили каменный мост с красивой металлической решеткой.
В башне, в первом и втором этажах два круглых в плане помещения, каждое площадью по 20 квадратных метров. На первом этаже - с одной входной дверью и одним окном служебного назначения, без художественной отделки. Главное - комната второго этажа имела вход с балкона, к которому снаружи вела винтовая лестница. В комнате имелся еще «французский» балкон и два окна. С балкона виден Новосильвийский мост (арх. И. Потолов, 1873 г.). На другом берегу реки видна Камеронова колонна «Конец света», которая специально перенесена в 1801 году от Тройной липовой аллеи дворца в Новую Сильвию. Комнату на втром этаже Пиль-башни часто использовала Мария Федоровна для уединенного отдыха с книгой в руках. Мраморный камин, над камином - гипсовый рельеф и овальное зеркало составляли декор комнаты. На круглом плафоне потолка и над входом живописные полотна художника Я. Меттенлейтера. После утраты живописи во время войны художники бригады А. Трескина выполнили копии с картин Ф. Буше из Эрмитажа.
Над Пиль-башней установлен металлодекор в виде плюмажа. («Плюмаж» - от фр. Plumage - украшение на головном уборе в виде перьев, считается символом власти, триумфа, силы). В период немецко-фашистской оккупации Павловска в Пиль-башне квартировали солдаты испанской Голубой дивизии. К 1944 году, когда Павловск был освобожден от оккупантов, в павильоне отсутствовали окна, двери, украден мраморный камин, живописные вставки, часть лепного убранства.
В 1970 году проведена комплексная реставрация: усиление кирпичных стен, по образцам изготовлены столярные изделия, заменены чердачные перекрытия, стропила, соломенное покрытие. На наружных стенах возобновлена фресковая живопись. В последующие годы из-за повышенного увлажнения стен, а также вандализма состояние павильона резко ухудшилось.
Состояние павильона до реставрации 2014 года:
крупные утраты штукатурного слоя до кирпичной кладки;
наличие цементосодержащих растворов;
увлажнение стен на большую высоту;
трещины в штукатурном слое, отслоение штукатурного слоя от кладки;
утрата живописи вместе с поверхностным слоем штукатурки;
по всей поверхности стены глубокие царапины, выбоины, граффити;
обратный уклон лестничного марша.
Выполнены следующие реставрационные работы:
укрепление и гидроизоляция фундамента;
вынут грунт из подвала и восстановлены подвальные продухи;
выполнена реставрация кирпичной кладки и штукатурки;
железная кровля накрыта соломой;
реставрация фресковой живописи выполнена согласно методики, представлены квалифицированными художниками-реставраторами после дополнительного подробного исследования ее состояния.
На втором этаже реконструирован интерьер конца XVIII века: отреставрированы живопись над дверью и на плафоне, лепная отделка, бра и зеркало над камином, наборный паркет, из дворцового фонда вернулся диван.
Экспозиция может функционировать только в теплое время года. Помещение первого этажа будет использоваться как комната отдыха экскурсоводов и охранника.
Пиль-башня - неотапливаемый павильон. Для доступа посетителей будет открыт только в теплое время.
Архитектор Людмила Лаппо.
Реставрация в 2014 году:
Проект ЗАО «СПБ-ПРОЕКТ»
Подрядная организация ООО «Возрождение Петербурга»