Быть может Вы ищете:

Русская живопись

Русская живопись XVIII - XIX веков в коллекции музея отражает особенности дворцового собрания, в котором преобладают портреты. Портреты, как правило, заказные, писались для нужд двора как известными мастерами, так и художниками, имевшими навыки художественного ремесла, но чьи имена оставались неизвестными. В коллекции имеется целый ряд портретов царей и государственных деятелей XVI-начала XVIII века, которые являются копиями XVIII века с ранних парсунных портретов. Из государей представлены портреты Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Из выдающихся деятелей допетровской России имеются портреты боярина Артамона Матвеева, друга царя Алексея Михайловича, боярина Якова Долгорукова, сторонника молодого царя Петра. Благодаря надписи на обороте портрета Василия Шуйского известно имя одного из копиистов - Иван Канадчиков (1763 г.). Портрет царя Алексея Михайловича можно видеть на экспозиции Музея костюма. Петровская эпоха представлена работами Ивана Никитина (1680-после 1742), первого выдающегося портретиста, учившегося мастерству живописца в Европе. Он писал небольшие погрудные и поясные портреты на нейтральном фоне: «Петр I» («Портретная» на экспозиции «Русский жилой интерьер XIX в.»), «Царевна Наталья Алексеевна» (Музей костюма), ему же приписывается портрет цесаревны Елизаветы в детстве. Работами неизвестных художников первой половины XVIII века являются два погрудных портрета Петра I и Екатерины I.

Выдающимся портретистом, чья творческая активность приходится на 1760-1770-е годы, являлся Алексей Петрович Антропов (1716-1795). В коллекции имеются портреты графа И.С. Гендрикова (1768 г.) и великой княгини Екатерины Алексеевны. Особую историческую ценность представляют две иконы «Святой Апостол Павел» и «Св. Мария Магдалина» (1776 г.), заказанные Антропову как синодальному живописцу и поднесенные Павлу Петровичу и Марии Федоровне по случаю их бракосочетания в качестве подносных икон от Синода. Антропов писал и копии, как например, «Портрет графа Лобковича» с работы П. Ротари и портрет царицы Натальи Кирилловны (1772 г.). Эпоха расцвета русского портрета приходится на вторую половину XVIII - 1-ю четверть XIX века, когда работают такие выдающиеся мастера, как Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

Ф.С. Рокотов (1732(5)-1808) представлен четырьмя работами, это портреты А.И. Шувалова, И.И. Воронцова, великой княгини Марии Федоровны и большой парадный портрет императрицы Екатерины II, который входит в убранство «Портретной» на экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века». Кроме того, имеются два портрета Павла Петровича в детстве и Александра Павловича в детстве, копии с Рокотова работы неизвестных художников. В Музее костюма имеется парадный портрет императора Петра III, который был списан с работы Рокотова его современником и сотоварищем К.И. Головачевским (1735-1823), талантливым художником, который проявил себя более всего на педагогическом поприще в Академии художеств.

Творчество Д.Г. Левицкого (1735-1822) представлено в коллекции значительным количеством произведений художника. Шедеврами коллекции являются портреты трех дочерей Павла Петровича - Александры, Марии и Екатерины (1790-е гг.), а также портрет императора Павла I. Большой исторический и художественный интерес представляет серия портретов Владимирских кавалеров. Эти поясные портреты одинакового формата с фигурами, написанными на нейтральном фоне, составляли галерею известных исторических персонажей XVIII века: А.А. Безбородко, Н.П. Архаров, И.Г. Чернышев, А.Р. Воронцов, В.П. Мусин-Пушкин, А.П. Мельгунов, М.С. Потемкин и другие.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), младший из блестящей плеяды русских портретистов конца XVIII века, много работал по заказам императорской семьи. В музее имеются портреты великой княгини Елизаветы Алексеевны и великих князей Константина и Николая Павловичей. Музей обладает превосходным парадным портретом Павла I в алой атласной далматике с мальтийским крестом и с императорскими регалиями. Он является копией в натуральную величину с работы Боровиковского.

Гавриил Иванович Скородумов (1755-1792), живописец и гравер, выпускник Императорской Академии художеств, почти десять лет провел в Англии, приобрел европейскую известность. В 1782 г. по приглашению Екатерины II возвратился в Петербург и был назначен хранителем императорской коллекции эстампов. В Павловском дворце имеются два парных портрета Павла Петровича и Марии Федоровны, созданные вскоре по возвращению художника на родину.

Одним из выдающихся портретистов конца XVIII - первой четверти XIX века является Степан Степанович Щукин (1762-1828). Выпускник Императорской академии художеств, ученик Левицкого. По возвращению из Франции, где он проходил стажировку, - руководитель портретного класса в Академии. Именно Щукину император Павел I заказал портрет, который был принят как образцовый и неоднократно повторялся как самим художником, так и копировался его учениками. В Общем кабинете находится один из портретов императора работы Щукина. Другим выдающимся произведением Щукина из собрания Павловска является парадный портрет в рост императора Александра I с императорскими регалиями (1809 год).

Значительное место в русском искусстве занимала пейзажная живопись. Первый русский пейзажист Семен Фёдорович Щедрин (1745-1804) представлен в коллекции музея 10-ю произведениями. Самый ранний пейзаж «Вид Паулюста» датируется 1780-м годом. В Малиновом кабинете на центральной стене помещены два пейзажа с видами Павловска, соединенные из одного разрезанного, первоначально предназначавшегося для Михайловского замка. 1801 годом датируются два больших пейзажа «Вид на Большой каскад» и «Вид на мостик с кентаврами». В комнатах Марии Федоровны можно видеть два вида Петергофа: «Фонтан «Ева» и «Монплезир».

В убранстве залов первого этажа центрального корпуса экспонируются пейзажи еще одного выдающего пейзажиста Андрея Ефимовича Мартынова (1768-1826) - четыре больших вида Павловского парка в Белой Столовой и три пейзажа с видами Павловска в Малиновом кабинете, где особый интерес представляет «Колоннада Аполлона», еще не разрушенная грозой 1817 года.

В коллекции музея имеется десять живописных произведений - пейзажи, жанровые и военные сцены придворного художника Павла I Иоганна Якоба Меттенлейтера (1750-1825), работавшего в России с 1786 года.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836), выпускник Академии художеств, чья деятельность падает на первую четверть XIX века, начинал учителем рисования младших сыновей Павла I великих князей Николая и Михаила Павловичей. В Павловском дворце имеются две пары портретов его учеников, юных великих князей (1814 и 1816 годов).

Картины художников середины и второй половины XIX века немногочисленны в коллекции музея, их можно видеть на экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века»: пейзажи М. Воробьева и И. Айвазовского (Гостиная 1840-х годов), портреты К. Маковского и И. Крамского (Малиновая гостиная), зимние пейзажи с жанровыми сценами Н. Сверчкова (Малиновая гостиная и Кабинет 1880-х годов). В Столовой 1890-х годов представлены картины на русские сюжеты - «Девочка в крестьянском костюме» Н. Загорского, «Бабушкины сказки К. Маковского», а также большая картина «Крестьянская свадьба» художника начала XIX века М. Теребенева, приобретенная первой хозяйкой Павловска императрицей Марией Федоровной.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024