Быть может Вы ищете:

Датская живопись

Датская живопись составляет незначительную часть живописного собрания Павловского дворца и представлена главным образом работами XIX века. Что касается XVIII века, то известный датский портретист Вигилиус Эриксен (1722-1782), много работавший по заказам русского двора, представлен в собрании Павловского дворца-музея двумя копиями. Они выполнены с его известной работы 1766 года «Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате»: двенадцатилетний Павел Петрович в розовом расшитом костюме с лентой ордена Андрея Первозванного и орденом Анны на шее стоит на фоне глобуса и книжных стеллажей (Гос. Эрмитаж). Портрет, заказанный и одобренный императрицей, был многократно копирован. Одна павловская копия - это небольшой погрудный портрет на нейтральном темном фоне, а другая - миниатюра на слоновой кости, выполненная известным миниатюристом А.П. Рокштулем и полностью воспроизводящая оригинал Эриксена. Имеются также портреты датских королей: Карла XII, Христиана VI и Фридриха IV работы неизвестных художников XVIII века.

Произведения XIX века появляются в русских коллекциях благодаря супруге Александра III императрице Марии Федоровне, урожденной датской принцессы, которая не порывала связей с родиной, часто бывала там и интересовалась ее художественной жизнью. В собрании Павловского дворца находится целый ряд картин, выполненных художниками семьи Ганзен. Из произведений отца Генриха Ганзена (1821-1890) имеются две подписные работы, обе датированные 1883 годом - «Шведский король Густав Адольф с канцлером» и «Внутренний вид храма св. Александра Невского в Копенгагене». Первая представляет собой жанровую сцену в интерьере, что касается второй, то она изображает православный собор в честь одного из самых почитаемых русских святых, появление которого в Копенгагене было связано с принятием православия датской принцессой Дагмар, ставшей императрицей Марией Федоровной.

Из двух сыновей Генриха Ганзена, известность приобрел старший Иосиф Теодор (1848-1912). Сначала он учился как мастер по терракотовым моделям на мануфактуре Вендрикса (Wendrich) в Копенгагене, затем в Академии художеств, где выставлял архитектурные виды и интерьеры. В качестве стипендиата Академии совершенствовался в Париже, затем в Италии и Греции. Кисти Иосифа Теодора Ганзена принадлежат четыре небольшие по формату картины с изображением интерьеров летней королевской резиденции во Фреденсборге: «Купольный зал во Фреденсборге» (подписана и датирована 1889 годом), «Садовый зал во Фреденсборге», «Комната во Фреденсборге», а также «Комната в замке Бернсдорф». Младший сын Г. Ганзена Адольф Генрих (Клаус Адольф Генрих, 1859-19?) также учился в Академии художеств, писал архитектурные интерьеры, выставлялся в Копенгагене, Мюнхене, Берлине. Его картины из собрания музея «Комната во Фреденсборге» и «Садовый зал во Фреденсборге» отличаются иной живописной манерой, чем работы его брата.

Датский пейзажист Кристиан Фердинанд Андреас Мюльстед (1862-после 1916) представлен в коллекции музея двумя работами: «Вид в парке осенью» и морским пейзажем «Яхта цесаревича у берегов Дании (подписана и датирована 1887 годом). Морская тема отражена в картине «Парусник» неизвестного датского художника XIX века.

Самыми значительными, имеющими большое значение для изучения истории России, являются два живописных полотна Лауритца Туксена: «Семья императора Александра III в Дании» и «Коронация Николая II» Лауриц Регнер Тускен (1853-1927) - один из крупнейших датских художников второй половины XIX-начала XX века, получивший европейское признание. Закончив Копенгагенскую Академию художеств в 1872 году, Туксен в период 1875-1878 годов совершенствует мастерство у одного из модных портретистов Франции Леона Бонна, а затем до 1780 года - в Италии. В 1883 году Туксен получает королевский заказ на создание большого многофигурного полотна. Исполнение этого заказа в связи двадцатилетием правления датского короля Кристиана IX определило во многом дальнейшую судьбу художника. В течение трех лет Туксен работает над картиной «Кристиан IX и королева Луиза с семьей в садовом павильоне дворца Фреденсборг в 1883 году». Это огромное полотно размером 4 м 40 см на 6 м 70 см находится в королевском дворце Кристиансборг в Копенгагене в представительском зале королевы Маргарет II.

Музей-заповедник «Павловск» обладает детально проработанным моделло этого портрета (75х100 см), который полностью соответствует большому так называемому «Фреденсборгскому портрету». Это групповой семейный портрет, на котором изображены король Кристиан IX и королева Луиза в окружении своих детей и внуков. Поскольку в центре портрета изображена группа с императором Александром III, императрицей Марией Федоровной и их детьми Николаем, Михаилом и Ольгой, то моделло, оставшееся в русских императорских коллекциях получило название «Семья Александра III в Дании». Работа над портретами членов императорской семьи проходила в Петербурге летом 1884 года.

Еще одна картина Туксена - «Коронация Николая II» была написана по впечатлениям этого торжественного действа, которое происходило в Москве в Успенском соборе (14) 26 мая 1896 года. Художнику было зарезервировано место как приглашенному на церемонию, и ему удалось сделать зарисовки, на основании которых он продолжил работу над картиной, законченной в 1899 году. На картине запечатлен момент, когда митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий предлагает Николаю II прочесть «Символ веры». Почти в центре полотна - фигура в рост императора, рядом с ним коленопреклоненная императрица Александра Федоровна в золотых парчовых мантиях, подбитых горностаем. Ближе к краю - вдовствующая императрица Мария Федоровна, освещенная лучом солнца. Сам художник писал в воспоминаниях, что лучи солнца, проникшие в храм, осветили церемонию, но особенно фигуру Марии Федоровны. Написанию этой картины предшествовало создание небольшой законченной композиции, отличающейся незначительными деталями и находящейся ныне в Эрмитаже.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024