Быть может Вы ищете:

Художественные ткани

Собрание художественных тканей Павловского дворца-музея является одним из наиболее значительных в России. В него входят разнообразные изделия, начиная от изящных носовых платочков, отороченных тончайшим кружевом ручной работы, и до таких монументальных вещей, как гобелены. В собрании представлены работы мастерских России, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Англии, стран Востока. Хронологические рамки ограничиваются концом XVII - первой третью XX в.

Первые декоративные ткани для убранства залов Павловского дворца были приобретены во Франции в 1781-82 гг. во время путешествия великого Князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны по Европе. Король Людовик XVI преподнес в подарок наследнику русского престола гобелены из серии «Любовь богов», «Дон Кихот», «Ковры Индии», «Ватиканские залы». В Парадной Библиотеке Павла I стены декорированы узкими коврами мануфактуры Савонери.

Панно «Петух и жемчужное зерно» на сюжет басни Лафонтена.
Париж. Мануфактура «Савонери». 1782 г.
(Библиотека Павла I)

Гобелен «Юпитер» из серии «Портьеры богов» по картонам К. Одрана.
Париж. Королевская мануфактура.
1770-е гг.
(Библиотека Марии Фёдоровны)

Шпалера «Посвящение Дон-Кихота в рыцари»
Фландрия. Конец XVIII века.
(Ковровый кабинет)

Находясь в Лионе, Павел Петрович и Мария Федоровна сделали большие заказы на шелка для украшения интерьеров. Французские декоративные ткани выполнены по единому художественному замыслу и составляют комплекты, включающие обивки для мебели и бордюры драпировок.

Пример такого комплекта - шелка для первоначального убранства Греческого зала. Драпировки в зале украшены ручной многоцветной вышивкой тамбурным швом. Шитье производилось тонкими шелковыми нитками, мелкими плотно уложенными стежками; тамбурный шов исполнялся при помощи крючка, поэтому вышивку часто называли вязаной.

Такими же вышивками обита французская мебель, изготовленная в 1782 г. для Греческого зала (в настоящее время представлена в Старой гостиной).

В середине XVIII века для обивки на мануфактурах Франции - Гобелен, Бове, Обюссон - вырабатываются специальные по размеру штучные куски ткани, отдельно для спинки и для сиденья. Композиции состоят из гирлянд и корзин цветов натуральной величины, атрибутов музыки и пастушеской жизни, перевитых лентами и тонко изогнутыми ветвями.

После пожара 1803 года во дворце появляются новые предметы обстановки. В соответствии с новыми художественными вкусами частично изменяются и декоративные ткани. Для обивок мебели используют вышивки ручной работы, в большом количестве выполнявшиеся в учебных заведениях для девочек-сирот, существовавших за счет государства. Вышивки выполнены шелком или шерстью по канве. Их рисунки типичны для стиля ампир: античные герои, мифологические сюжеты, атрибуты или орнаменты.

Вышивка для столешницы.
1810-е гг.
Пилястровый кабинет.

Обивка стула.
Около 1805 г.
Пилястровый кабинет.

Вышивка для каминного экрана
по рис. К. Росси.
Первая четверть XIX века.

Увлечение вышивками в первой четверти XIX века приводит к появлению крупных предметов мебели - столов, шкафов, ширм - украшенных вышитыми вставками. Так, например, для убранства Павильона Роз в Павловском парке создавалась специальная мебель с вышивками, изображающими гирлянды, венки и букеты цветов.

Типичными для русских интерьеров этого времени были вышитые напольные ковры.

Собрание тканей в Павловском дворце-музее постоянно пополняется новыми интересными поступлениями от частных лиц. К настоящему времени сформировалось несколько крупных коллекций: декоративные ткани для оформления интерьеров, ковры, кружево, шитье бисером, костюмы и аксессуары к ним.

Благодаря сохранившимся образцам мы можем составить представление о мастерстве французских художников и ткачей эпохи расцвета лионской мануфактуры.

Мы можем видеть ручные вышивки «разноцветными узорами шелком гладью» во Фрейлинской. Техника глади настолько совершенна, что гибко передает светотеневую моделировку и в отдельных деталях создает иллюзию реального объема. Эффектно использована блестящая поверхность шелковых нитей. С полным правом эти вышивки можно назвать «живописью иглой».

В конце 1770-80-х годов в мотивах рисунков появляются новые элементы в связи с увлечением античностью, в частности арабески.

В начале XIX века во дворец начинают поступать вышивки отечественного производства, а также большое количество мебели, украшенной вышивками. Из архивных данных видно, что вышивки и мебель поступали в Павловский дворец из институтов (Мариинского, Московского Екатерининского), и от частных лиц («Сего июля 29 числа (1808 г.) от вел. кн. Марии Павловны - 1 столик красного дерева с канвой за стеклом, от вел. кн. Екатерины Павловны - 1 кресло красного дерева с шитьем по канве»). Сохранился целый ряд архивных свидетельств об участии архитектора А.Н. Воронихина в отборе вышивок из кладовых для использования их в интерьере.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024