Михаил Павлович

Последний (10-ый) порфирородный ребенок в семье императора Павла I и Марии Федоровны. Отец дал ему имя в честь архангела Михаила и дал ему звание генерал-фельдцейхмейстера. В три года потерял отца, которого почти не помнил. К матери имел благоговейно-почтительное отношение и даже побаивался ее. Старший брат, император Александр I, по возрасту годившийся ему в отцы, был образцом для подражания и предметом особого обожания и любви. Воспитанием и образованием младших сыновей Николая и Михаила, которые проводились совместно, руководила Мария Федоровна. С раннего возраста Михаил много времени проводил в играх на воздухе в любую погоду, любил копаться летом в саду.

Михаилу Павловичу было шесть лет, когда начались систематические занятия по чистописанию, математике, географии, геометрии, языкам и рисованию. Еще раньше начались уроки танцев, музыки, французского языка и Закона Божия. К мальчикам были приставлены кавалеры – Ушаков и Ахвердов, а главным наставником стал генерал М.И. Ламздорф, считавший, что лишь лишение самостоятельности у детей может способствовать развитию нравственных и духовных добродетелей. Михаил учился хорошо, с «доброй волей», и мать, регулярно проверявшая тетради, была, как правило, довольна младшим сыном. С 1809 года началась серьезная учеба с университетскими преподавателями. Появились новые предметы – философия, всеобщая и русская история, право, политэкономия, древние языки, а также специальные дисциплины: механика, инженерное дело, гидродинамика, артиллерийское дело. Несмотря на нежелание матери, военным наукам уделялось серьезное внимание.

В 1811-1813 гг. Михаил Павлович назначен командиром в лейб-гвардии Дворянской роты. Вместе с братом великим князем Николаем Павловичем, под опекой генерала графа П.П. Коновницына, 16-ти летний Михаил принял участие в заграничном походе русской армии во главе с Александром I. В 1817-1819 годах Михаил Павлович с целью завершения образования совершил путешествие по России и Европе в сопровождении генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича. В Италии его сопровождал бывший воспитатель Александра I Лагарп.

В 1819 г. Михаил Павлович вступил в управление всей артиллерией согласно своему предназначению с колыбели, был назначен командиром лейб-гвардии 1-ой Артиллериской бригадой. В 1820 году по инициативе великого князя была учреждена Учебная артиллерийская бригада и при ней – Артиллерийское училище для подготовки офицеров, позднее ставшее Михайловской артиллерийской академией. Заботясь о развитии российской артиллерии, Михаил Павлович создал систему военного образования: при Санкт-Петербургском арсенале была открыта Техническая школа для подготовки квалифицированных мастеров для арсеналов, при Охтинском пороховом заводе – школа «мастеров порохового, селитренного и серного дела». Кроме того, был учрежден ряд школ для подготовки грамотных нижних чинов артиллерии.

При брате императоре Николае I Михаил Павлович – профессиональный кадровый военный, честный и отважный, образец служения царю и Отечеству, занимал ответственные военные назначения: командир Гвардейского корпуса, начальник Управления Пажеским корпусом, сухопутными кадетскими корпусами и Дворянским полком, генерал-инспектор по инженерной части, Почетный президент Военной академии. Михаил Павлович уделял большое внимание перевооружению артиллерии, артиллерийской науке, совершенствованию производства оружия, а также строительству укреплений.

Михаил Павлович командовал войсками при подавлении восстания декабристов. В 1828-29 годах участвовал в русско-турецкой войне, в боях при взятии крепостей: Браилов, Шумла и Варна. В качестве трофеев привез турецкие мраморные доски, снятые со стен крепости в Варне, они украшают стены в Передней Павловского дворца. В 1831 г. во главе Гвардейского корпуса участвовал в подавлении восстания в Польше. Имел множество государственных наград, знаков отличия и благодарностей за воинскую доблесть, за храбрость, за беспорочную службу.

В обществе он был известен как страстный любитель военного дела, блюститель строгой военной дисциплины, в то же время проявлявший заботливость по отношению к бедным офицерам и солдатам. Современники отмечали его простоту и обходительность, великодушие и сердечность, а также его комический дар рассказчика.

В 1824 году вступил в брак с великой княгиней Еленой Павловной, урожденной Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской, приходившейся ему племянницей. Имел в браке 5-х дочерей: Марию (умерла 21 года от роду), Елизавету (умерла в родах 19 лет), Екатерину (будущую герцогиню Мекленбург-Стрелицкую), Александру и Анну (обе умерли в младенчестве). Имел собственную резиденцию в Петербурге, подаренную старшим братом Александром I – Михайловский дворец, построенный по проекту К.И. Росси (ныне здание Русского музея).

В 1828 году получил в наследство Павловск после смерти матери, императрицы Марии Федоровны. При Михаиле Павловиче в Павловск в 1837 году была проведена первая в России железная дорога, и для увеселения публики построен Павловский вокзал по подобию Лондонского Vox-Haull (Зал для музыки), где стали давать ставшие вскоре знаменитыми музыкальные концерты. При Михаиле Павловиче город Павловск стал застраиваться красивыми домами. Проекты домов создавались самыми известными архитекторами: А.П. Брюлловым, А.И. Штакеншнейдером и другими. Великий князь накладывал на них свою резолюцию: «Утверждаю. Михаил». После его смерти, так как у него не было наследников мужского пола, Павловск перешел во владение его племяннику, второму сыну Николая I великому князю Константину Николаевичу. В коллекции музея имеются живописные и миниатюрные портреты Михаила Павловича работы Ж.-Д Мюнре, О. Кипренского, Д. Доу, Ф. Крюгера. Имеются также скульптурные изображения в бронзе и мраморе. Интерес представляют жанровые картины из военной жизни работы А. Ладюрнера.

Литература: Михаил Павлович, Великий князь (По материалам выставки «Великий князь Михаил Павлович и его семья в Павловске» в ГМЗ «Павловск») СПб., 2006; Корф М.А. Записки. М., 2003; Туманов В.Е. Августейший генерал-фельдцейхмейстер.//Бомбардир. 2000. №11. Федорченко В.И. Российский императорский дом и европейские монархии. Москва-Красноярск, 2006; Алексеева И.В. На золотом крыльце…Спб., 2007.

Елена Павловна великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича (1806-1873)

Елена Павловна, урожденная Фредерика-Шарлотта-Мария Вюртембергская, дочь Пауля-Карла-Фридриха-Августа Вюртембергского, племянника императрицы Марии Федоровны. Воспитывалась в Париже, в пансионе известной писательницы Ж.-Л. Кампан.

В 1823 году приехала в Россию и перешла в православие. В 1824 году вступила в брак со своим двоюродным дядей великим князем Михаилом Павловичем. Имела в браке пятерых дочерей: Марию, Елизавету, Екатерину, Александру и Анну (две последние умерли в младенчестве, две старшие умерли в юношеском возрасте).

Николай I называл её «ум нашей семьи». Энциклопедически образованная, одаренная тонким чувством изящного, Елена Павловна покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Благодаря её поддержке было создано Русское музыкальное общество, президентом которого она стала в 1859 году, а также Консерватория. После смерти императрицы Марии Федоровны заведовала Повивальным институтом, Мариинским и Павловским женскими институтами. По инициативе Елены Павловны была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, явившаяся предшественницей Красного Креста и прекрасно проявившая себя на полях сражений Крымской войны, ею же впервые был создан Институт усовершенствования врачей. С 1873 года произошло объединение всех благотворительных заведений, покровительницей которых она являлась, в Управление заведений великой княгини Елены Павловны.

Елена Павловна была сторонницей крестьянской реформы. Её проект освобождения крестьян в собственном имении Карловка на Полтаве стал моделью крестьянской реформы 1861 года.

Владела Павловском вместе со своим супругом с 1828 по 1849 год. В память о ней в Павловском парке вдоль Славянки идет Еленинская дорожка, а в городе Павловске ее именем был назван Еленинский квартал. В коллекции Павловского дворца-музея имеется несколько портретов Елены Павловны разных лет. Небольшой живописный портрет юной принцессы Вюртембергской, возможно написанный в пору, когда она была еще невестой Михаила Павловича, создан художником Ф.Стерном (1820-е гг.). Очарователен портрет девятнадцатилетней великой княгини на миниатюре, созданной в 1825 году художником К. Кронноветером. Одним из лучших портретов в технике миниатюрной живописи можно считать кабинетный портрет Елены Павловны, написанный В. Гау, который всегда находился на письменном столе в кабинете Михаила Павловича. В коллекции Павловского дворца имеется поясной портрет Елены Павловны, на котором она изображена в пол-оборота с горностаевой накидкой на плечах на фоне заснеженных гор. Возможно, портрет был написан во время одного из заграничных путешествий великой княгини. Портрет отличается превосходными живописными достоинствами, однако не подписан. Большой интерес вызывает портрет вдовствующей великой княгини, написанный в 1860-е годы модным французским салонным художником Франсуа Винтерхальтером.

Литература: Федорченко В.И. Российский императорский дом и европейские монархии. Москва-Красноярск, 2006; Алексеева И.В. На золотом крыльце…Спб., 2007; Великая княгиня Елена Павловна, СПб., Лики России, 2011; Das Haus Wurtemberg. Stuttgart, Kohlhammer, 1997.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017